В Волгограде подвели итоги реализации социокультурного проекта «Петр I и Русская православная церковь», получившего поддержку гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Знать историю страны
Грантополучателем стал приход храма святого благоверного князя Александра Невского и великомучеников Кира и Иоанна Волгоградской епархии. Партнерами проекта выступили отдел по работе с молодежью и отдел религиозного образования и катехизации епархии; Волгоградский государственный социально-педагогический университет; администрация Красноармейского района Волгограда; детская библиотека №18; общественная организация сопровождения многодетных семей «Счастье в семье»; Красноармейское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда.
«Сегодня, когда развернута информационная война против нашей страны, когда осуществляются попытки фальсификации истории, попытки вычеркнуть из нее выдающихся людей и исторические факты, особую актуальность вызывают мероприятия направленные усиление чувства патриотизма и сопричастности к исторической памяти и значимым событиям отечественной истории, социокультурному наследию и духовным традициям православия», – считает помощник настоятеля храма, руководитель проекта Екатерина Любимова.
Социокультурный проект «Петр I и Русская православная церковь», получивший поддержку гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов был направлен на решение данной проблемы. Ведь лучший способ защититься и противостоять всему этому – это знать историю своей Родины, ее истоки и духовные традиции, чему способствует реализация комплекса культурно-просветительских, творческих и научно-исследовательских мероприятий проекта.
Библиоуроки и лекции
На первом этапе проекта проводились библиоуроки с применением интерактивных форм; межрегиональные конкурсы творческих, исследовательских и проектных работ, посвященных 350-летию со дня рождения Петра I и святым подвижникам его эпохи; а также цикл книжно-иллюстративных выставок как в визуальном, так и в виртуальном контенте, тематических полок, стендов.
Библиотечный урок для школьников. Фото: предоставлено организаторами.
С начала года для волгоградских школьников, школьников из ДНР и ЛНР – участников федерального проекта «Университетские смены» – студенческой молодежью проводились циклы библиоуроков на площадках партнеров проекта: детской библиотеки №18 Красноармейского района Волгограда и научно-педагогической библиотеки ВГСПУ. Библиоуроки проходили с применением интерактивных форм на различные темы: «Первый император России и Русская Православная церковь», «Петр 1 и святые подвижники петровской эпохи», «Миссионерство в эпоху Петра I».
Они вызывали неподдельный интерес, расширяя кругозор, развивая познания истории своей страны целевой аудитории с общим охватом более 1600 человек. Ребята смогли узнать не только интересные факты биографии Петра I, в том числе связанные с нашим краем, но и о святых подвижниках петровской эпохи, познакомились с их литературным наследием.
Кроме того, на базе научно-педагогической библиотеки ВГСПУ при поддержке Центра духовно-нравственного воспитания университета совместно с Институтом русского языка и словесности в рамках цикла библиоуроков прошла открытая лекция доктора филологических наук, профессора Василия Супруна на тему: «Петр I и святые подвижники петровской эпохи. Святитель Димитрий Ростовский».
Участниками встречи стали студенты, преподаватели, сотрудники университета. Во время встречи присутствующие смогли узнать не только интересные факты биографии Петра I, например, о его походах, посещении Царицына, но и одного из подвижников петровской эпохи – святителя Димитрия Ростовского, о его духовном подвиге, первой встрече с Петром I, познакомиться с литературным наследием святителя.
Большой интерес вызвала у студентов история создания основного труда Димитрия Ростовского – Четьи-Миней – сборников житий святых, которые в свое время стали источником вдохновения для многих классиков русской литературы, включая А.С. Пушкина, создавшего на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а его неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.
Конкурсы, брейн-ринг и выставки
Межрегиональный конкурс творческих работ детей и молодежи, посвященный 350-летию со дня рождения Петра I и святым подвижникам его эпохи, проходил с 21 февраля по 26 апреля 2022 года. Участниками конкурса стали школьники, студенты, обучающиеся учреждений дополнительного образования, социальной защиты населения, воскресных школ из Волгограда, Волгоградской области, Санкт-Петербурга и Московской области.
Всего членами жюри, под председательством доктора педагогических наук, профессора, директора института художественного образования, заведующего кафедрой живописи, графики и графического дизайна ВГСПУ, члена Союза художников России, Международной Ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО, член-корреспондента Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), члена УМО по изобразительному искусству Николая Таранова, рассмотрено более 500 конкурсных работ.
Использование новых информационных технологий в рамках проекта позволило визуализировать и воссоздать эпоху Петра 1 путем создания виртуальных выставок, буктрейлеров (ссылка), QR-кодовых книжных полок, которые смогли со всей полнотой раскрыть многогранную природу правителя, преобразовавшего все стороны жизни нашего государства.
Тематические книжно-иллюстративные выставки, тематические стенды «Император Петр 1 и святые подвижники его эпохи», «Петр 1 и святые подвижники петровской эпохи», организованные на площадках партнеров проекта (детской библиотеки №18 Красноармейского района Волгограда, научно-педагогической библиотеки ВГСПУ), рассказали о роли Петра I в истории России, о реформах, которые проводил император, о святых подвижниках его эпохи. Виртуальный формат работы выставок сделал их доступными для каждого желающего ознакомиться с представленными на них книгами в удобное время. За весь период реализации проекта каждый формат представленных экспозиций книжно-иллюстративных выставок, тематических стендов, их виртуальный контент смогли посетить более 2000 школьников и студентов нашего города.
Заключительный этап реализации проекта был отмечен проведением исторической интеллектуальной игры среди детей и молодежи «Брейн-ринг», организованной с целью увлечения детей через интерактивные формы к событиям прошлого и усиления чувства патриотизма и сопричастности к исторической памяти и значимым событиям отечественной истории, и Всероссийской научно-практической конференцией.
Интеллектуальная игра в формате «брейн-ринг» на тему «Петр 1 и святые подвижники петровской эпохи» также прошла на площадках партнеров проекта. В отборочном туре участникам команд была дана возможность «поломать голову», продемонстрировать уровень своих знаний, посоревноваться в приятной обстановке, ответив на вопросы на знание истории Петровской эпохи, его многогранной личности, основных реформах, а также святых подвижниках петровской эпохи – ревностных священнослужителей и истинных патриотов, внесших в свое время существенный вклад в развитие России.
Все участники брейн-ринга были отмечены наградами. Команды, занявшие 3 место, были отмечены дипломами и тематическими блокнотами, команде, занявшее 2 место, были вручены Дипломы победителей, тематические блокноты и медали, за 1 место команда была награждена памятными медалями, футболками, тематическими блокнотами и памятным подарком – знаменитым романом А. Толстого «Петр 1». Все команды получили кубок победителя. Всего было организовано и проведено 4 интеллектуальных игры, в которых приняли участие 100 человек.
Всем спасибо!
Заключительным этапом стала Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретико-методические и практические аспекты духовно-нравственного воспитания детей и молодежи», посвященная 350-летию Петра I и святым подвижникам его эпохи, которая была нацелена на диссеминацию педагогического опыта духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Цель конференции связана с научным поиском эффективных путей воспитания ценностного отношения детей и молодежи к историческому прошлому России и культурному наследию Отечества и Православия, значимым персоналиям и событиям отечественной истории на примере жизнедеятельности великого реформатора Петра I и святых подвижников, просиявших в период петровской эпохи.
Конференция была. В рамках конференции состоялось пленарное заседание и работа двух секционных площадок, на которых были представлены доклады ученых в различных областях духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В конференции приняли участие 335 ученых, практиков из Волгограда и Волгоградской области, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Орла, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Челябинской области.
Промежуточные результаты проекта также были представлены на XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» во время секционного заседания.
Результаты опроса, проведенного по итогам реализации проекта среди целевой аудитории, позволил сделать следующие выводы. Все участники мероприятий подчеркнули актуальность, значимость и эффективность реализации данного социокультурного проекта, благодаря которому они не только смогли повысить свой уровень знаний о событиях прошлого, но и узнать много нового, некоторые факты вызвали особый интерес и способствовали дальнейшему самостоятельному изучению петровской эпохи.
Кроме того, были высоко оценены способы донесения информации до целевой аудитории, формат работы, педагоги благодарили за уникальную возможность поучаствовать в таких разнообразных познавательных мероприятиях, многие пополнили свои педагогические копилки методическими материалами, по изучению эпохи Петра 1, полученными в рамках реализации проекта.
Организаторы проекта выражают глубокую благодарность всем, кто не остался равнодушным, принял активное участие в реализации мероприятий проекта - административному корпусу партнеров проекта, членам жюри, наставникам студенческих и школьных команд, участникам конференции.