Для наших православных предков Рождество наступало прежде Нового года – именно этот праздник был главным. Готовились к нему заранее, а отмечали с размахом, хотя век от века традиции менялись. Как это было, выяснял vlg.aif.ru.
«В бесовских сонмищах с бесовой кобылкой»
В начале XVIII века Царицын не был благонравным городом – сюда из разных концов государства Российского бежали те, кто хотел укрыться от его пригляда. И Рождество праздновали здесь не по строгим церковным канонам.
«Во втором десятилетии 1700-х годов назначенный на должность руководителя Царицынского духовного приказа Кондрат Иларионов жаловался в астраханское архиепископство: Рождество жители Царицына проводили «в бесовских сонмищах» – нарядившись, водили «бесовую кобылку». А иные «в таких позорищах» и вовсе «падали в блуд», – рассказывает историк-краевед, представитель Волгоградской епархии Сергей Иванов.
Такое поведение, скорее всего, не было результатом пристрастия жителей города к язычеству, предполагает историк. Та же «бесовая кобылка», когда двое мужчин прятались под попону, изображая передние и задние ноги лошади, а перед собой несли ее изготовленную из дерева голову – всего лишь элемент народной праздничной культуры. Но руководитель Царицынского духовного приказа был особенно возмущен тем, что в рождественские дни в таких празднованиях к мирянам присоединялись и молодые священнослужители, и монахи Троицкого монастыря.
Кондрат Иларионов подошел к искоренению недостойного поведения со всей строгостью: назначил за него попам, дьякам и монахам штраф в четверть годового жалования. А для особо провинившихся – битье плетьми и высылку в цепях в Астрахань «для правежа», вплоть до отлучения от церкви.
К Репникову на вертеп
То ли принятые руководителем Царицынского духовного приказа меры принесли свои плоды, то ли нравы горожан со временем стали более цивилизованными. Но со временем о языческих обычаях здесь забыли. Изменились в XIX веке и традиции празднования Рождества.
«Практически все православные верующие Царицына приходили в этот день в храм. А после службы священнослужители шли в дома жителей города. В то же время у Скорбященского храма на площади, которая носила то же имя, устраивались для горожан балаганы и качели», – делится Сергей Иванов.
Общество трезвости собирало на Рождество чайные вечера, куда приходили целыми семьями, чтобы послушать благотворительные концерты. Местные купцы устраивали рождественские приемы для детей бедняков – никто не считал, сколько раз они на них приходили. Елки украшали не игрушками, а конфетами, пряниками, орехами, фруктами, которые после хороводов разбирали маленькие гости. После их ухода развешивали новые лакомства – для следующих гостей.
Особенно красочными были рождественские вечера у купца Александра Репникова – известного мецената и благотворителя. В его особняке непременно устраивали вертеп – кукольное представление, в котором рассказывалось, как Дева Мария и ее супруг Иосиф пришли в Вифлеем для участия в переписи населения, и в пещере пастуха, где они укрылись, родился младенец Иисус.
Гонение на Рождество
Непременным атрибутом рождественских празднований были святочные гадания. Как это делать правильно, сегодня можно узнать в областном краеведческом музее. Рассказывают здесь и о других рождественских и предрождественских традициях.
«Рождественский сочельник – день перед Рождеством. У православных христиан он проходил в молитвах и смирении, подготовке к одному из главнейших христианских праздников. В этот последний – и самый строгий – день поста запрещалось принимать пищу до позднего вечера. И только с появлением на небе первой звезды разрешалось начать вкушать сочиво – традиционное блюдо, приготовленное из крупы, меда и сухофруктов», – поделились в музее.
В храмах в этот день проходили службы. Их важная часть – вынос зажженной свечи в центр храма – символа загоревшейся на ночном небе первой звезды.
Сегодня эти традиции вновь вернулись, а в начале XX века, с приходом к власти коммунистов, приняла размах антирелигиозная деятельность. Комсомольцы устраивали антирелигиозные карнавальные шествия – собирались в ночь под рождество с факелами в маскарадных костюмах и по заснеженным улицам разносилось: «Долой, монахов, раввинов и попов!»
К концу 1920-х годов было запрещено ставить в домах и елки – ослушавшимся грозили не только штрафами, но и тюрьмой. Новый год также стали считать буржуазным праздником.
«На Деда Мороза коммунисты ополчились за то, что его прообразом был святой Николай Чудотворец», – поясняет Сергей Иванов.
Празднование Нового года вернулось в страну только в 1937-м, а Рождества – и того позже. В 2023 году Рождественское богослужение пройдет в соборе Александра Невского, проведет его митрополит Феодор.