В наше суетное время, когда у одних людей забота – накормить семью, а у других – сделать карьеру или построить и сохранить бизнес, на окраине Волгограда живет небольшое поселение «Отрада». Здесь собрались православные верующие люди, которые целью своей жизни сделали поиск не материальных, а духовных благ. Кто выбирает такой путь и как им удается ему следовать, выяснял vlg.aif.ru.
От училища к поселению
Судьба православного поселения неразрывно связана с историей Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики. Его по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа организовал в Волгограде протоиерей Анатолий Гармаев. В 1993 году священнослужитель возглавил пастырско-педагогический факультет Царицынского Православного университета.
Поначалу и педагогический, и богословский факультеты располагались в центре города: учебные классы – в монастыре, а под жилье студентам один из блоков в своем общежитии предоставил волгоградский «политех». Спустя пару лет факультет заметно расширился, вновь поступившие уже не помещались в восьми существовавших комнатах, и факультету передали два цокольных помещения на Ангарском поселке.
Лихие девяностые не прошли для страны бесследно, повлияв на все сферы нашей жизни. Не обошли стороной и пастырско-педагогический факультет: он был переформирован в Свято-Сергиевское епархиальное педагогическое училище. По мере его развития стало ясно, что на одни пожертвования существовать невозможно – необходимо создавать подсобное хозяйство, которое могло бы покрыть нужды обучающихся в питании. Начало ему было положено, когда бабушка одной из заочниц неожиданно привезла в дар учебному заведению четыре телочки. К коровнику прибавились огород, виноградник и пасека.
В 1999 году заведующая 24-й больницей Любовь Иванова, ныне уже покойная, предложила митрополиту Герману разместить училище в пустующем корпусе – ей очень хотелось, чтобы при больнице появился хотя бы уголок православия, а тут – целое училище. Сегодня при больнице действует храм Сорока Мучеников Севастийских, где до сих пор окормляют больных.
А тем временем училищу под хозяйственные нужды и летние детские и семейные поселения власти и митрополия выделили заброшенный лагерь имени Павлика Морозова. Принадлежавший когда-то заводу имени Ермана, он к тому времени пришел в упадок – шумные компании жгли костры из оконных рам, дверей, досок, отодранных от стен… И руководство завода было только «за», чтобы лагерь кто-то забрал. Так появилось православное сельское поселение «Отрада». И сюда потянулись люди.
«Хотелось праздников»
Конечно, среди людей, которые хотели заякориться в «Отраде», были и те, кто потерял себя: без жилья, ушедшие из семей, пьющие, спасающиеся от наркотиков и других скверных привычек. Отец Анатолий в каждом приходящем в храм видел образ Божий и старался помочь человеку на пути его спасения. Но брал не всех, а лишь тех, в ком видел хотя бы малую ревность об изменении своей жизни, искорку веры. Однако даже при таком отборе человека, прожившего в поселении довольно длительное время, могло нередко развернуть к прежней беспутной жизни и унести бурным ветром в бушующее житейское море.
Случалось и так, что уже спустя годы такие люди вновь появлялись в общине, от всего сердца благодаря батюшку и «Отраду». В основном же в православном поселении оседали те, кто искал православного образа жизни, церковного уклада, а в нем – душевного мира, способов избавления от одолевающих греховных привычек, кто стремился к воцерковлению.
«Мы с дочерью Валей жили в Казахстане, ходили в храм. Там она узнала о Волгоградском православном училище от знакомого прихожанина Виктора – он был заочником, ездил туда в Волгоград на сессии. Валя поехала с ним, осталась в общине, начала работать в училище. Позже Виктор перевез в «Отраду» всю свою семью, а в 2000 году дочь и меня пригласила в гости. И так мне здесь понравилось, что я захотела остаться», — рассказывает Наталья.
Были вопросы: на что жить, где искать работу? Батюшка предложил работать здесь же.
«Можно, конечно, пояснил, трудиться и в миру, но тогда в жизни не будет праздников. А у меня всегда были с этим проблемы – так хотелось попасть в храм, когда церковные праздники выпадали на рабочие дни. К счастью, мои коллеги по строительной бригаде почти всегда меня отпускали, но хотелось быть в церкви не урывками», – делится послушница.
Через два года Наталья окончательно переехала жить в поселение, а потом решилась полностью посвятить свою жизнь Богу.
«Поначалу я трудилась на сыроварне и переработке молока и, пока шло богослужение, переживала, чтобы не перекис творог, не скисло молоко. Получалось, что сама на службе, а мыслями на работе. А хотелось быть на службах полностью. Постепенно меня на этом служении заменили, а я перешла в монастырский уклад», — поясняет она.
Работа лечит
У супругов Анатолия и Надежды своя история.
У Надежды были проблемы с воспитанием подрастающих детей. Приехала за советом к отцу Анатолию – как быть? А надо сказать, что педагогике и воспитанию отец Анатолий в своих трудах посвятил целых семь разделов – среди них и возрастная, и семейная, и коррекционная, и церковная... Батюшкины наставления помогли, отношения с детьми стали налаживаться. Но от поездок в Отраду Надежде отказываться уже не хотелось. Сначала приезжала на службы, а потом взяла в свое попечение птичник, начала ездить каждый день. Часто вместе с ней приезжал и муж, военный пенсионер. Пока супруга беседовала со священником или посещала службы, он собирал в окрестностях грибы да ягоды. Тогда же семья стала вместе трудиться и на птичнике.
Анатолий бывал в горячих точках, что не могло пройти бесследно для его здоровья. Из-за серьезных проблем с позвоночником и замененного коленного сустава ему приходилось постоянно принимать обезболивающие лекарства и ходить с палочкой – без выручалочки никуда. Но однажды Анатолий заметил – в поселении он обходится без нее. От города до Отрады и обратно не мог ходить без опоры, когда же приезжал в общину, оставлял палочку у стенки птичника и свободно передвигался на своих двоих.
Поначалу мужчина не придал этому значения, но чем дальше, тем больше осознавал: болезни и в самом деле отступают, когда он приезжает в Отраду. И однажды супруги приняли решение остаться здесь насовсем. Перебрались из трехкомнатной городской квартиры в небольшой домик на территории бывшего лагеря.
Сейчас Надежда продолжает занимается птичником, поет на клиросе, регентует, у Анатолия же в ведении все хозяйство «Отрады» и теплица, в которой нынешней весной уже собрали первый урожай огурцов. В Волгограде они бывают только наездами, ведь Анатолий развел кроликов разных пород, за которыми нужен постоянный уход. Есть у него теперь и декоративные куры, и свой большой огород, и виноградник, и грибы-ягоды по сезону – только успевай поворачиваться. А главное – храм рядом, в котором службы идут пять раз в неделю, и можно выбрать время, чтобы побыть в церкви.
«Горлица»
Люди в поселении живут тремя укладами: монастырским, семейным и гражданским – он для тех, кто еще не определился в своем жизненном пути. Часто бывают в «Отраде» и гости. На богослужения и праздники приезжают прихожане из города – городская община. А летом здесь проходят недельные семейные поселения, в том числе и для многодетных священнических семей.
Духовно-нравственные военно-патриотические учения «Горлица» из года в год собирают в православных ценностях семьи, привлекают неравнодушных педагогов, активную и патриотически настроенную молодежь. География участников проекта широчайшая: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Пенза, Саратов, Нижний Новгород, Алатырь, Пермь, Златоуст.
Замысел «Горлицы» предполагает собирание всех участников в две армии, каждая из которых в ходе учений разрабатывает свою стратегию и тактику. В течение двух недель горличане от мала до велика живут в общем церковном укладе: по силам участвуют в богослужениях, исповедуются, причащаются, изучают Закон Божий и нравственные правила. Тут же проходят курс молодого бойца, осваивают навыки выживания в дикой природе, учатся устанавливать палатки и разводить костры. Затем воины выходят в поле, где разбивают лагерь, устраивают поединки и всю ночь проводят в разведке и охране своего флага. На рассвете армии сходятся в учебно-боевом сражении.
Община помогает в устроении «Горлицы» с той же любовью, с которой когда-то участвовала в создании Свято-Сергиевское училища под началом протоиерея Анатолия.
Всем миром
С 1994 года вместе с отцом Анатолием трудился протоиерей Сергий Попов – руководил педпрактикой студентов училища, детским лагерем «Страна Детства», «Горлицей». Позже он стал нести служение войскового священника как помощник командира по работе с верующими военнослужащими. А после кончины отца Анатолия указом митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора стал настоятелем прихода Сорока мучеников Севастийских в поселении «Отрада».
Со своей супругой батюшка Сергий учился в Царицынском православном университете. Окончив его, он вместе с матушкой Людмилой решил трудиться на ниве церковной педагогике. Семья у супругов в поселении самая многочисленная – у них пятеро детей.
До недавнего времени они жили в поселении в собственном доме, который сами строили на протяжении долгих лет. Но 22 апреля случилась беда – в доме вспыхнул пожар. Все, кто был на тот момент в доме, выбирались через окно второго этажа. Вещи же вынести не удалось – за час все выгорело дотла: деревянный дом, баня, гараж, летняя кухня. Только благодаря прибывшим пожарным удалось спасти соседние дома поселения.
Уже со следующего дня на помощь в разборе пепелища стали собираться добрые знакомые семьи, общинники и волонтеры – участвуют всем миром, помогают кто чем может. Принять посильное участие можно, связавшись по телефону: 8-988-954-71-84. Карта отца Сергия 4276 1100 1344 4415, привязана к номеру телефона 8-927-066-08-51.