Как-то увидела у знакомой пасхальное яйцо, очень необычно расписанное вручную. Она рассказала, что раньше это было чуть ли не искусством. А сейчас этим кто-нибудь занимается?
А. Воложкина, Камышин
Таким ремеслом занимаются по сей день. Есть мастерицы и в Волгограде. Одна из них – Екатерина Богданова.
– В Великий четверг Страстной недели, или Чистый четверг, было принято не только мыть дом, но и заранее красить писанки, – говорит Екатерина. – Этим занимались уже вечером, когда дом сиял чистотой. За столом собирались представители всех поколений. Расписывали, как правило, старшие домочадцы, а младшие смотрели и учились.
Крашенки, малеванки, травленки, крапанки – так называли получившуюся красоту. Обыкновенное яйцо в руках мастера могло стать настоящим произведением искусства и оберегом: его клали под крышу – от молнии, под порог – от дурного человека. Такое яйцо хранили у икон, крошили заболевшей скотине.
Яркие, самых разных оттенков, пасхальные писанки считались замечательным подарком. Со временем яйцо высыхало и становилось очень лёгким, а красивый рисунок оставался на память.
В каждой местности существовали свои традиции и стили, рассказывает Екатерина. Помимо традиционных крашенок, когда яйцо просто выкрашено в яркий однотонный цвет, существовали особые приёмы. Яйцо обматывали нитками, привязывали к нему красивые резные листочки, обкатывали в рисе и завязывали в лоскутки, после чего долго варили в краске. Каждое красили по-своему, повторить рисунок было невозможно.
– Но больше всего славились у славянских народов так называемые писанки, – говорит мастерица. – Их расписывали тонкими кисточками. Часто яйцо делили на сектора, каждый из которых заполнялся определённым рисунком. Эти фрагменты благодаря пояскам-полоскам собирались в единой целое.
Орнамент имел свой смысл: пожелания достатка, плодородия, красоты. Очень любили изготавливать писанки в южных областях Украины, стиль тамошних мастеров славился сочными яркими красками и чёткими линиями.
Куда проще писанок были малеванки, когда скорлупа украшалась произвольными рисунками, яркими пятнами, цветами, листьями, полосками.
Очень любила детвора и крапанки – когда на одноцветном фоне можно было рассыпать яркие горошки, мазки, точечки, полоски, волны.
А вот с дряпанками дело обстояло сложнее. Узор на них не рисовался, а осторожно процарапывался чем-нибудь острым по уже готовому фону. В итоге рисунок походил на филигранно выгравированный узор.
Ещё сложнее обстояло дело с травленкой – на скорлупе выполнялся объёмный узор. Здесь требовалась верная рука – достаточно одного слишком сильного нажима, и скорлупа могла лопнуть.
Советы мастера
- Чтобы яйцо подготовить к раскраске, его надо поместить в кастрюлю на полотенце и варить на тихом огне, потом дать полностью остыть. Рисунок будет красиво смотреться и на белой, и на коричневой скорлупе. Его можно наметить карандашом и потом обвести краской.
- Яркие и красивые цвета даёт гуашь, а для водостойкости в неё можно добавить немного клея ПВА.
- Можно использовать остатки цветного лака для ногтей. Кисточкой от флакончика хорошо рисовать цветы, листья и крупные мотивы. Для мелких фрагментов лучше использовать зубочистку.
- В рисунке на пасхальном яйце хорошо сочетаются матовые и блестящие виды лака, акценты можно расставлять лаком с блёстками. На светло-коричневой скорлупе хорошо выглядит рисунок в золотистых и бордовых оттенках, а вот ярким красному, жёлтому, розовому, синему и зелёному требуется белый фон. Очень эффектно выглядят нарисованные цветы и букеты.
- Зафиксировать рисунок можно с помощью бесцветного лака для ногтей или художественного акрилового в баллончике.