Романтика неба часто манит даже представительниц прекрасного пола, а иной раз такое стремление может повлиять на всю последующую жизнь и личную судьбу. Так произошло с волгоградкой Викторией Сафоновой.
В канун Международного женского дня нашей собеседницей стала титулованная спортсменка, мастер спорта СССР и Республики Казахстан по дельтапланеризму Виктория Сафонова.
«Мальчишки исчезли, а я осталась»
– Виктория Сергеевна, как выбрали именно дельтапланерный спорт?
– Произошло всё как-то спонтанно. До переезда в Волгоград я долгие годы жила в Казахстане, я коренная алмаатинка. И вот представьте – начало восьмидесятых, только окончила школу (поступила в КазГУ) и на улице натыкаюсь на объявление по набору в группу дельтапланеризма. Я была в ту пору не особо спортивным человеком, семья тоже, родители – профессиональные геологи. В клуб я заявилась на первое занятие в компании нескольких знакомых мальчишек. Но прошло несколько месяцев, мальчишки куда-то исчезли, а я осталась.
Про наш вид спорта существует немало стереотипов. Один из них – что он очень зрелищный. А вот и нет! Наш спорт – это однозначно спортсмены минус зрители, и никакой тебе зрелищности. Очень часто места старта и приземления отделены друг от друга на десятки километров, сами состязания длятся по три-четыре часа вне досягаемости биноклей и камер.
Это в последние годы появились качественные экшен-камеры, которые сопровождают пилотов, снимают сверху всякую красоту. Но и такой контент, согласитесь, сильно на любителя.
– Кто тренировал вас в начале?
– Это были просто удивительные энтузиасты, фанаты своего дела. В те времена и паруса для дельтаплана приходилось шить самим, и все конструктивные подвески самим изготавливать или подгонять под свой аппарат. Это уже много позже, в 90-е, появилась возможность приобретать готовые заводские аппараты, в том числе известных производителей. Ну а тогда был принцип «что собрал, на том и летишь».
При этом каких-то сногсшибательных результатов наши тренеры от нас не требовали. К девушкам было отношение из разряда «ну пришла и пришла». И если крутится в мужском коллективе, значит, планирует побыстрее замуж (смеётся).
– Первый полёт хорошо запомнили?
– А как не запомнить, если один из первых полётов закончился для меня печально и болезненно – в момент приземления произошёл удар о землю и перелом руки.
Но и такая неудача не оттолкнула от спорта. Ведь при дельтапланеризме риск – плановая категория, как, скажем, у гимнастов или фигуристов. Абсолютно безоблачных, беспроблемных полётов не бывает в принципе.
Уже к 1989 году мне удалось удачно выступить на чемпионате КазССР, выйти на третье место в общем зачёте. Затем участие в чемпионатах СССР в составе сборной республики Казахстана. Но прежде чем попасть на такие ответственные старты, были десятки тренировок, старты республиканского уровня, были полёты в качестве так называемого разведчика погоды – существует такое понятие для обслуживания чемпионатов. Летишь непосредственно перед состязаниями, оцениваешь ветер, восходящие воздушные потоки и прочие параметры местности.
Уже с 1987 года получила диплом инструктора, начала заниматься с детьми, подростками, начинающими спортсменами. Это был период, когда после ещё одной серьёзной травмы, на сей раз позвоночника, летать какое-то время не могла просто физически.
Как голуби мира
– В каких местах страны, мира приходилось выступать помимо Казахстана?
– Многие статусные состязания проходили в то время на Северном Кавказе, в районе Пятигорска. Была также Южная Сибирь (Тыва), а ещё Мекка отечественного дельтапланеризма – гора Клементьева в Крыму. Запомнились соревнования в Алазанской долине – одной из горных долин на стыке Грузии, Армении и Азербайджана. Взлетали в Азербайджане, приземлялись в Грузии, возвращаясь на машинах, постоянно пересекали границу с блок-постами, бронетранспортёрами и солдатами.
Вспоминается и 1990-й год, не самое спокойное время. Приезжаем для участия на всесоюзное состязание в Ереван, заселяемся в абсолютно пустую гостиницу на 25 этажей. В Ереван никто не едет, все напуганы вооружёнными столкновениями в Нагорном Карабахе, и только мы, выходит, ничего не боялись. Взлетали в Армении, обратно до границы нас везли КамАЗами азербайджанцы, а на границе нам радостно и приветливо махали руками солдаты обеих сторон. Скорее от полной погружённости в свой спорт у меня как-то и перестройка, и даже 90-е годы отпечатались в памяти как весьма яркое, но никак не драматичное время.
В 1993 году, например, в качестве участницы казахской сборной я побывала на состязаниях в Японии. Из-за погодных условий состязания прошли в усечённом варианте, но на память с того события у меня остался буклет с моей фотографией и подписью на японском языке. Было не менее яркое участие в двухтысячных в женском чемпионате мира в Греции.
В те же времена мне в торжественной обстановке после одной из побед за сборную Казахстана вручил именной аппарат первый казахский космонавт Токтар Аубакиров. Он тогда приобрёл аппараты для двух лучших девушек-пилотов республики на собственные деньги. Подобный дар стал немалым подспорьем: профессиональные дельтапланы стоили, да и сейчас стоят немало, порядка двух-трёх тысяч долларов.
Любовь под облаками
– При каких обстоятельствах встретили будущего мужа – пилота и спортсмена?
– С будущим мужем, волгоградцем Алексеем Кобызевым, можно сказать, столкнулись в небе. Впервые совместно выступали в 1990 году на чемпионате Советского Союза в Казахстане в урочище Уш Коныр. Я тогда показала по итогам пролётов довольно неплохой результат, что Алексея порядком зацепило. Позже стали общаться, но при этом я ещё не один год продолжала и жить в родных местах, и выступать за Казахстан на разного рода состязаниях. На окончательный переезд в Волгоград на родину супруга решилась только в самом конце 1990-х.
В 2006 году я, получив травму при посадке в экстремальной ситуации – среди опор и проводов ЛЭП, решила окончательно завязать с полётами. Словно внутри меня кто-то произнёс: «Всё, хватит. Твоему второму ребёнку год. Случись что, кроме папы и мамы, у него никого нет».
– И на что решили переключиться?
– Как раз в то время – начале нулевых – стала стремительно развиваться тема авиахимработ при помощи сверхлёгких аппаратов. В этой сфере и стала работать: ездила по области, встречалась с фермерами, убеждала их в преимуществах авиазащиты сельхозугодий.
Ну а сейчас я профессиональная мама. Старший сын Владимир уже работает, ещё один, Тимофей – студент первого курса политеха, осваивает 3D-печать, аддитивные технологии, дочь Таисия – ученица 6-го класса гимназии № 5. Каждые выходные, в зависимости от сезона, всей семьёй отдыхаем за городом, зимой ходим на лыжах, летом путешествуем на катере по Дону, Хопру. Интересов очень много.
При этом я теперь стараюсь меньше лезть в те увлечения, где присутствует «юный задор и острый риск». С возрастом каждый из нас всё больше ценит даже в путешествиях разумный комфорт и уют. Ночевать в открытом поле, в горах просто в спальнике уж точно хочется всё реже.
Огромное удовольствие, счастье, скажем, когда мои дети, муж весной пригребают после многочасового сплава на байдарке на Волге, я их встречаю на берегу с собственноручно испечённым домашним хлебом. И такая роль «встречающей бригады» на берегу мне тоже в радость. Это тоже как захватывающее парение – как когда-то на дельтаплане в небесах. Каждому моменту жизни – своё парение, свой полёт…