Судьба одного из самых известных фотографов Волгоградской области Виктора Ивановича Яшукова – пример того, как несбывшаяся мечта может вывести на верную дорогу в жизни. Отчисленный курсант военного училища, разочаровавшийся в профессии учитель английского языка в результате стал признанным мастером фотографии. В связи с Днем фотографа, который отмечался 12 июля, мы решили рассказать об этом талантливом человеке.
«Главное, чтобы получились похожими»
А познакомился с фотографией Виктор Иванович ещё в девятилетнем возрасте.
– «Заразил» меня фотографией дядя – двоюродный брат моей матери, с которым ездили в Красноярск, где он снимал местные достопримечательности, – говорит Виктор Иванович Яшуков. – Потом вместе с ним проявляли плёнки, печатали в ванной снимки. Короче, без фотоаппарата я больше не мыслил своей жизни, но знал, что родители мне его не купят – жили мы скромно. Решил купить сам.
11-летний мальчишка устроился на прополку лесопосадок, получил огромную по тем временам зарплату – 500 руб. и за 180 руб. купил свой первый фотоаппарат «Смена», полтора десятка плёнок, кюветы, фонарь, который до сих пор хранится в гараже. Это был 1955 г.
Затерев до дыр библиотечную книгу «25 уроков фотографии», набрался наглости и написал в издательство этой книги письмо с просьбой прислать ещё такую же, поскольку в библиотеке на неё большая очередь. Про письмо школьник успел забыть, и вдруг из издательства пришла посылка с книгой! Изучив её, перешёл к практике.
– Первое, что я снял, это был интерьер нашей комнаты – с круглым столом, вазочкой с цветами и портретом мамы – в китайском плаще. Ах, какие там были роскошные полутона – они меня просто ошарашили своей красотой. Наверное, именно с тех пор любимыми жанрами стали съёмки природы и портрет.
Наличие собственного фотоаппарата сразу подняло его в школе на недосягаемую высоту: с просьбой поснимать коллектив к 11-летнему пацану почтительно обращался сам директор .
– Куда деваться – я фотографировал учителей, но особо не разбирался в тонкостях – главное, чтобы они на снимках получились похожими, – вспоминает Виктор Иванович.
А в армии ему в руки попал шикарный по тем временам аппарат «Киев-4», благодаря которому все сослуживцы получили эффектные снимки для дембельских альбомов.
– Как и в моей «Смене», объектив у «Киева-4» был снабжён настоящей цейсовской оптикой, позволяющей добиться предельной четкости, – говорит Виктор Иванович. – Самое главное в любом фотоаппарате – это качественное стекло, от этого зависит всё.
Как «англичанин» сошёл с ума
После окончания пединститута молодой преподаватель иностранного языка попал в сельскую школу в Быковском районе, где удивил всех: взял и заказал фотоаппарат «Киев-10» за 200 руб. (при зарплате педагога в 400 руб.). Смотреть на посылку сбежался весь коллектив почты, при этом все были твердо убеждены, что «англичанин» сошёл с ума, заказывая себе такие дорогие игрушки.
Позже пришло увлечение цветной фотографией, и тут появилось много желающих запечатлеть в цвете свои семьи. Не растерялось и руководство местного ПМК, возжелавшее украсить доску почета новыми портретами. Расплачивались по-деревенски просто: салом, сметаной и самогоном.
После трёх лет обязательной отработки решил вернуться в город. Найти себя оказалось непросто, пока волею случая не попал в журналистику. Начав с городищенской «районки», постепенно дорос до «Вечёрки» и «Волгоградской правды», которым отдал не одно десятилетие творческой жизни.
«Юмора хватало»
Творческая среда, непредсказуемость заданий и определённый кураж – золотая пора журналистики советских времён. Но то было время ещё и суровой дисциплины, и жёстких требований к качеству работы. Случались, конечно, и «ляпы».
– Первым моим крупным заданием стало сделать фото визита в Волгоград министра обороны Кубы Рауля Кастро Русс, – вспоминает Виктор Иванович. – Его встречал и сопровождал первый секретарь обкома КПСС Леонид Куличенко. В газете зарезервировали место – на первой полосе. Время поджимало, потому проявлял пленку я прямо в машине по дороге с задания. Снимок подретушировали, отправили в печать. Но вскоре из цеха позвонили – не пойдёт. Кастро в шляпе, а наш – нет. Срочно пририсовали Куличенко шляпу, отправили фото в цех. Опять звонок: а вы посмотрите, что он в руке держит? Оказалось, что реальную шляпу! Одна в руке, другая на голове!
Однажды заказали рекламную статью про цирк. Представление в субботу. Закружился, забыл, и вместо цирка поехали с друзьями на Бакалду отдыхать. Утром вопрос – где снимки? Схватил кофр – и в цирк. Беда – понедельник у них выходной, пришлось выкручиваться: перефотографировал афишу и буклет. Руководство газеты поморщилось: бледноватые снимки вышли, но поставили в номер. Потом коллеги потешались: в цирке промолчали, но такого номера, как на афише, в программе нет вообще!
А в 90-е годы на полузаброшенной территории городского водозабора его с коллегой задержала охрана.
–Объясняться пришлось в милиции, – говорит Виктор Иванович, – но редакционные удостоверения сделали своё дело – нас быстро отпустили.
Менялись времена, технологии и фотоаппараты. Сначала цифровые модели Виктор Иванович воспринял в штыки.
– С плёнкой работать намного сложнее, но именно она способна передать весь спектр полутонов, задать определенный психологический настрой снимка. – считает Виктор Иванович. Прошедший долгую и строгую газетную школу, он убеждён, что снимок сам по себе – уже самодостаточен, если он сделан профессионально, то не требует подписей и объяснений.
Фотография – это не только технология, это особое видение мира через объектив. Этот дар даётся не каждому. Но и талант – только половина успеха, нужно терпение и ежедневная работа.
– Я счастлив, что занимаюсь любимым делом, за которое ещё и деньги платят, – шутит Виктор Иванович. – Счастлив, что творческая жизнь подарила мне массу встреч с замечательными людьми, и что я продолжаю снимать.
Уже пять лет Виктор Иванович сотрудничает с «АиФ»-Нижнее Поволжье». От души желаем ему новых интересных работ и покорения новых фотовершин!