Примерное время чтения: 8 минут
168

Любовь, движение, творчество. Волгоградский воспитатель о «Своей игре»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Нижнее Поволжье №10 09/03/2022
Главное для Юлии – поддержать детскую инициативу и самостоятельность.
Главное для Юлии – поддержать детскую инициативу и самостоятельность. / Юлия Николаева / Из личного архива

В последнее время женщинам удалось освоить совершенно мужские, казалось бы, профессии, вплоть до пилота воздушной авиации и машиниста электропоезда. Но как же приятно, когда прекрасная половина занимается исконно женским делом, причём делает это невероятно талантливо. 

В канун Международного женского дня «АиФ»-НП» с удовольствием пообщался с Юлией Николаевой, которая в конце прошлого года вошла в число лучших воспитателей России. 

«Организовать трёхлеток – это тот ещё квест»

– В профессии я уже девять лет, из которых шесть работаю в детском саду № 18 Кировского района Волгограда, – начала разговор Юлия. – Всегда хотела работать с людьми. После школы поступила в педагогический университет и после первой практики в детском лагере осо­знала, что работа с детьми – это любовь! Это вечное движение и творчество.

После окончания университета я два года работала социальным педагогом в школе в Старополтавском районе, а после переезда в Волгоград устроилась в свой детсад.

Помню встречу со своей первой группой. Когда зашла познакомиться с ребятами, у них, конечно, был восторг, что к ним пришла молоденькая девочка, они наперебой рассказывали о своих увлечениях, а я судорожно пыталась запомнить 25 имён… 

За время работы у меня был один выпуск детей. Сейчас они учатся в четвёртом классе, но, несмотря на это,  некоторые до сих пор заезжают в гости и пишут мне в «Инстаграме». 

– Какие моменты из первых лет работы были самыми волнительными?

– После первого выпуска я так боялась встречи с новыми малышами! Чтобы вы понимали – это когда 31 мая ты прощаешься со своими семилетними детьми, а на следующее утро принимаешь малышей двух-трёх лет, которые плохо говорят и вообще не понимают, почему их привели к чужой тёте. Что с ними делать? Как успокоить, если они заплачут? Как успеть всех сводить в туалет, не запутаться в их вещах после сна? В общем, организовать трёхлеток – это тот ещё квест. Но какое же удовольствие наблюдать за их изменениями, замечать, как они с каждым днём становятся всё более самостоятельными. Сейчас мои малыши уже обижаются, если называю их малышами. «Мне уже шесть!» – кричат мне. 

– Говорят, что нынешние дети разительно отличаются от тех, какими были мы в своё время…

– Дети по-прежнему верят в чудеса и очень любят что-то делать. Каждый сам может найти себе занятие, организовать игру, поддержать другого, если он грустит. Они очень внимательные, рассудительные и творческие. 

– Но ведь сейчас даже малыши поголовно сидят в гаджетах. Как справляетесь?

– Важно понимать, для каких целей нужны гаджеты, и учить детей пользоваться ими. У нас осенью была ситуация, когда дети начали играть в «игру в кальмара», говорили про смерть и убийства. Странно такое слышать от пятилеток... Стали разговаривать с ними, заодно с родителями. Оказалось, родители и не в курсе того, чем занимаются ребята с телефоном в руках. Конечно, гаджеты здорово выручают, но взрослым очень важно контролировать время, проведённое с устройством, и качество контента, который смотрят дети.

– Часто приходится слышать, что новому поколению свойственно клиповое мышление, они не способны глубоко анализировать. Это так?

– Скорость восприятия информации у молодых людей очень высока. С одной стороны, у этого есть безусловные преимущества. Моя мама обычно, если мы ищем в интернете что-то вместе, говорит: «Подо­жди, где ты это увидела, я не ус­певаю». Но вместе с тем есть и определённые трудности, которые влечёт за собой клиповое мышление. Низкая концентрация внимания, гиперактивность, снижение познавательной активности – всё чаще мы сталкиваемся с этим у детей. Я вижу в этом гораздо больше минусов, чем плюсов. 

А ещё у нынешних детей всё больше «я» – индивидуальности. И это палка о двух концах. Зачастую дети и их родители ставят собственные интересы и желания выше других, бывают сложности. Здорово, конечно, что так много личностей у тебя в группе, но важно не забывать, что твоя свобода заканчивается у кончика носа другого человека. Поэтому мне важно научить детей дружить, проявлять эмпатию и поддержку.

«Они такие перлы выдают…»

– Надо признать, что профессия воспитателя сейчас не самая престижная…

– Да, и не самая высокооплачиваемая. Многие мои друзья и знакомые удивляются, что я работаю в детском саду. Зато истории про мои трудовые будни любят слушать все!

Когда я осознала, сколько времени провожу с чужими детьми, переосмыслила свой подход к работе. В саду малыши находятся около 10 часов, а то и 12. В итоге именно воспитатели становятся свидетелями того, как взрослеют дети. И я решила, что нужно быть ближе к родителям. Больше рассказывать им о том, что происходит в группе, устраивать совместные мероприятия. 

Уже на протяжении нескольких лет я веду блокнот, который находится в приёмной группы, где записываю диалоги с ребятами. Это очень смешно, они порой такие перлы выдают... Приходя за ребёнком, взрослые читают, что новенького произошло. Это отличный способ переключиться после работы в ожидании своего малыша.

– Знаю, что кроме замечательной идеи с блокнотом, у вас есть и другие креативные моменты…

– Да, у нас есть свои наработки, которые очень интересны ребятам. Вот уже на протяжении полугода мы участвуем в посткроссинге – обмене открытками с ребятами из других городов. На сегодняшний день мы переписываемся с детьми из садов Омска, Казани, Читы, Чистополя, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Благодаря таким занятиям ребята проявляют большой интерес к письму и чтению. Очень любят сами подписывать открытки и читать письма. 

А ещё с ноября 2021 года мы запустили телестудию, выпустили наш первый мультфильм. Ребята самостоятельно его сделали: придумали сюжет, прописали этапы работы, слепили всех персонажей и нарисовали декорации. А ещё сделали более 500 фотографий, озвучили героев, нарисовали афиши. 

«Это был как фейерверк внутри»

– Если вернуться к всероссийскому конкурсу воспитателей, почему решили принять участие?

– В конкурсе предложила поучаствовать моя заведующая. Я размышляла пару дней. Для меня было удивительно, что столько человек в моём окружении поддержали эту затею. И потом закружило! За время подготовки к региональному этапу (он был первым) я не только обобщила свой опыт, но и научилась верстать сайты, монтировать видео, вставать среди ночи, чтобы записать очередную идею. 

Вообще конкурс «Воспитатель года» требует колоссальной подготовки. На региональном этапе было шесть испытаний – три заочных и три очных. Но победа в региональном этапе была лишь верхушкой айсберга, к всероссийскому этапу я готовилась гораздо больше. После эйфории от победы в регионе мне пришлось заново «собираться» на работу. Сложно на протяжении стольких месяцев «быть в моменте» и не потерять настрой. Многие смотрели с сочувствием, интересовались, зачем мне это? Но если однажды попробуешь, уже не можешь жить без этого, не можешь жить в другом темпе.

– Волновались на всероссийском этапе?

– После двух испытаний были объявлены 15 лауреатов, которые продолжили свою борьбу за хрустальную жемчужину. Услышать свою фамилию среди финалистов – это был как фейерверк внутри! Слёзы и смех одновременно! 

Вообще в финальном этапе конкурса принимали участие педагоги из 83 регионов России. Мы представляли сайты, визитки, свою педагогическую находку. Я представляла игровой конструктор «Своя игра». Это большая напольная игра-бродилка, такое универсальное средство для участия детей в различных интеллектуально-познавательных практиках. 

Мои ребята сочиняют собственные игры, придумывают задания, правила, готовят карточки с заданиями. Самое ценное для меня как для педагога – это поддержка детской инициативы и самостоятельности. И мне кажется, у меня это получается. 

После того, как я вошла в число 15 лучших, нас ждали ещё два испытания: мастер-класс и ток-шоу «Профессиональный разговор». Да, я не стала победителем конкурса «Воспитатель года России», но выиграла приз в одной из трёх номинаций. Теперь в нашем детском саду есть умное логопедическое зеркало, благодаря которому занятия по развитию речи проходят очень увлекательно и продуктивно. 

За каждой победой стоят люди, невозможно в одиночку добиться хорошего результата. Мой результат – это командная работа. Благодарю всех, кто помогал и поддерживал меня, вспоминаю это время с теплотой и улыбкой.

– Чем заняты сейчас?

– После конкурса вернулась к привычной работе. Девять месяцев прошлого года я была погружена в подготовку к конкурсу, так что сейчас наступило время для себя и для семьи. Я восхищаюсь коллегами, которые уже сейчас принимают участие в масштабных профессиональных конкурсах, мне же пока хочется замедлиться, проводить время с детьми и делать лучше пространство вокруг. Мы получили колоссальный опыт, и очень хочется воплотить в жизнь все идеи, которые родились в голове за время конкурса.

Досье
Юлия Николаева. Родилась 11 октября 1988 г. в Абакане, Хакасия. Училась в ВГСПУ, окончила вуз в 2010 г. Конкурс «Воспитатель года России – 2021» проходил в октябре 2021 года в Сочи. Впервые за 11 лет представитель Волгоградской области вошёл в число 15 лучших. После конкурса педагог стала амбассадором компании «Инновации детям». Юлия ведёт блог в «Инстаграме»: @blog_pro_detstvo.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах