(обновлено )
Примерное время чтения: 4 минуты
288

Без школы сразу умру. Волгоградский педагог о медалях и престиже профессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Нижнее Поволжье №52 27/12/2023
Нина Степановна преподает с 1966 года.
Нина Степановна преподает с 1966 года. Из личного архива

Завершился 2023-й, который был объявлен в России Годом педагога и наставника. Он стал особым для Нины Степановны Будариной, директора Лебяжинской школы Камышинского района Волгоградской области – в этом году ей присвоили звание «Народный учитель Российской Федерации». 

О том, каким был путь к высокой награде, педагог рассказала «АиФ»-Нижнее Поволжье».

О главном

«С 1966 г. я преподаю математику, с 1981 г. – директор школы. Можно уже уйти, но не могу. Мне кажется, без школы сразу умру... Я люблю детей, и они ко мне тянутся. Это самое главное. Я вижу, что нужна им – не как директор, а как друг. Они могут мне всё рассказать, я их никогда не предам. Они мне доверяют, а это самое главное. Я никогда не была преподавателем, который просто даёт урок. Я всегда была и остаюсь учителем-другом».

О новом поколении

«До перестройки мы умели трудиться, стремились к этому, и уроки  труда были... Сейчас пришли дети перестроечного поколения – того, что деньги доставало из воздуха. И это сказывается – это дети, не привыкшие трудиться. Не все, конечно, но тенденция такая.

И, конечно,  много отрицательного даёт Интернет. Да, сейчас Госдума запретила телефоны в школе, но дома дети всё равно будут ими пользоваться! Да, мы продвинулись в цифровых технологиях, но иногда эти технологии работают против нас». 

О медалях

«С введением ЕГЭ в какой-то степени происходит натаскивание детей на предметы, и если они не получат больше семидесяти баллов, не будет и медали. А она даёт 10 баллов при поступлении в институт, потом – повышенную стипендию. Стимул есть, но очень тяжело, конечно, знать все предметы на пятёрку. Но такие дети есть – и в прошлом, и в позапрошлом году у нас в школе было по одному медалисту».

О математике

«Я преподаю математику. Это тонкая наука, и если её преподносить с выдумкой, то дети усваивают материал очень хорошо. Помните известную фразу: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам»? Даже ребёнок нематематического склада, зная эту поговорку, не сделает ошибку. Возможностей «разогреть» учеников к своему предмету много, важно построить всё так, чтобы каждый урок был интересен.

По-моему мнению, хорошие знания не дашь без доски и мела. Дистант, мультимедийные доски – это всё хорошо. Но пока ребёнок не взял в руки мелок и не решил, он не получит действительно хорошие знания».

О сложных детях

«Сложных детей нет, есть сложные семьи. Если ребёнка дома с утра взбудоражили, возможно, ударили, не покормили, то он приходит и начинает грубить учителям. И тем самым он  защищается, не хочет показать свою ущемлённость. К такому ребёнку нужен простой подход – подойти и погладить по голове. 

Конечно, бывают дети всякие, в том числе с нездоровыми наклонностями… бывали у нас такие. А ещё бывает, что в школе хулиган, а потом смотришь – Герой России… 

Поэтому я говорю, что плохих детей нет, бывают плохие родители. Ну, и иногда немного плохими бываем мы, педагоги: не можем заглянуть в душу ребёнка, дать ему немного тепла, найти правильный подход. Чтобы понял, что не всё безнадёжно, даже если дома плохо, то в школе хорошо». 

О престиже профессии 

«У нас в школе нет большого оттока учителей. Я как директор стараюсь создавать все условия, чтобы учителям было комфортно, чтобы зарплата была более или менее достойной. В школе работает немало наших выпускников. Учителя истории, физкультуры, музыки, математики – наши выпускницы. Много тех, кто прирос к школе, к этому маленькому уголку Родины. Не знаю, как будет дальше, но пока кадрами мы обеспечены.

Чтобы учителя поехали работать в село, им, во-первых, нужно создать достойные условия. Главное – чтобы была квартира и зарплата не 12 с половиной тысяч, а как минимум тридцать. 

А ещё не нужно показывать фильмы, где педагогов представляют дураками. Мы не дураки, а умные, грамотные, серьёзные люди. Не надо унижать престиж учителя такими способами». 

О ЧП в школах

«Охрана в школах есть, но она не имеет права полного обыска. А рамки стоят пока не в каждой школе. Конечно, меры безопасности усиливать надо. И при этом надо понимать, что сегодняшняя молодёжь, она более ранимая, чем были мы в своё время. Она очень близко принимает к сердцу, если что-то вдруг сказано против. И какая-то озлобленность в детях присутствует. Поэтому и в школе, и в семье надо работать всё больше и больше». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах