Примерное время чтения: 8 минут
1966

Гендиректор ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин: «Со счетом 1:0 победили дураки»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Нижнее Поволжье 25/09/2013

На днях известный волгоградский промышленник, учёный, инженер-конструктор и генеральный директор ОАО «ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин получил на руки свидетельство о присвоении ему звания «Почётный гражданин города-героя Волгограда». Действительно, Шурыгин - фигура для Волгограда столь же легендарная, как и руководимое им предприятие.

Научно-производственный центр «Титан» обладает собственной производственной, исследовательской и испытательной базой, обеспечивает разработку наукоёмких образцов вооружения и ввод их в эксплуатацию. Чем живёт в наши дни инновационная оборонная промышленность, и насколько тесна связь оборонщиков с тем городом, регионом, где они трудятся? Об этом наш разговор с известным учёным-производственником.

Город рвался в будущее

- Интересно, как почётный житель города-героя оценивает сегодняшнее состояние нашего общего дома?

- Лично для меня Волгоград прежде всего не «город вечного кризиса», а город огромных возможностей. Сам я родился на Верхней Волге, но в Сталинграде и в Волгограде живу с очень юных лет - с 1951 года. Когда мы с родителями переехали в послевоенный Сталинград, первые время жили на улице Советской в одном из первых восстановленных домов. Вокруг тогда пейзаж был страшный: руины от разбомбленных зданий. Люди ютились сотнями и тысячами в землянках и бараках. Но были счастливы жить здесь и вносить свою лепту в восстановление Сталинграда.

Буквально на моих глазах была заново отстроена вся центральная часть города - красивейшие улицы Советская, Краснопитерская и так далее. А все «времянки» в центральной части исчезли очень стремительно - года за 3-4. Когда в 60-е годы после окончании школы я поехал поступать на учёбу в Московский авиационный институт, я покидал мой Волгоград с чувством гордости за него. Это был современный красивейший светлый южный «город солнца» - с новенькими широкими проспектами, цветниками, тенистыми парками, шикарной набережной в центре.

Заметно померк облик Волгограда, на мой взгляд, уже в 90-е годы. Разбитые дороги, облупленные фасады домов, запущенные дворы и проезды, мусорные кучи, где только можно, стали приметами города.

- И почему, считаете, мы «дошли до жизни такой»?

- Можно долго об этом рассуждать. Но главная причина, на мой взгляд, весьма проста - у нас давным-давно не было в управлении городом не мэра-политика или мэра-юриста, а градоначальника-хозяйственника. Который бы знал как «Отче наш» все узкие места ЖКХ, дорожного комплекса, транспорта, паркового строительства и так далее, умел видеть пути решения наболевших проблем.

Чем больше наша местная власть политизируется, занимается пустыми интригами, тем хуже выглядит наш любимый город. Всё это слишком очевидно. Вот наглядный пример: в пределах Краснооктябрьского района на главной магистрали города - проспекте Ленина - красуются несколько автосервисов и автоцентров на месте бывших скверов. А не столь далеко от проходной нашего предприятия прямо в зелёной зоне собираются «лепить» очередной торговый центр с множеством парковок.

Но, пардон, господа, - это нонсенс. Такие объекты вообще не для центральной части города. Они не украшают, а сильно обедняют городскую среду. Значит, в городе нет не только системы управления, но и внятной градостроительной политики. Что, впрочем, очень тесно взаимосвязано.

История с оградой

- Слышал недавно, власти попросили ваше предприятие помочь в возрождении парка имени Гагарина. Чем закончилась эта история?

- Закончилась она тем, что мы свою долю обязательств выполнили - разработали проект ограды для парка, изготовили, смонтировали все элементы. Бескорыстно потратили на всё это вместе с находящимся с нами на одних производственных площадях «Баррикадами» несколько миллионов рублей. Прошли считанные недели, и мы заметили, что со стороны города за парком, и оградой в частности, нет никакого присмотра.

Создаётся впечатление, что вся работа по восстановлению некогда красивейшего парка с богатейшей коллекцией зелёных культур была сделана по принципу кампанейщины - «отчитались, протрубили и забыли». Зато с тех пор нас и «Баррикады» стали иронично называть «оградообразующее» производство.

- Все знают, что ваш «конёк» вовсе не ограды, а такие разработки, как стратегический ракетный комплекс «Тополь-М», комплексы «Искандер» «Ярс». Трудно ли было «держать планку», когда всё кругом рушилось – в 90-е годы, и при этом двигаться вперёд?

- В «лихие» 90-е годы нам действительно приходилось несладко. Фронт заказов для своего предприятия пробивали всеми способами. По «Тополю-М» и «Искандеру-М» наши заказы были в какой-то степени защищены солидными госпрограммами, подкреплёнными к тому же двумя президентскими указами. И даже при таких условиях финансирование работ над этими комплексами особой для страны значимости шли не слишком активно. Но ни один значимый для нас сотрудник, «итээровец», конструктор тогда от нас не ушел. И всё за что мы взялись - в плане собственных разработок, - довели до логического завершения сдали государству качественный, надёжный, очень боеспособный продукт, аналогов которому в мире тогда не было.

«Коэффициент брехливости»

- «Оборонка» считается отраслью, где любые просчёты в управлении, в исполнении невозможны в принципе. Значит ли это, что директор оборонного предприятия должен быть непременно фигурой тоталитарной, жесткой по характеру?

- Вся наша Россия - страна «вечно ручного управления». Каждое поручение приходится не просто проверять, но и контролировать весь ход исполнения. Так же и на сложном, ответственном предприятии - если лично не проверил исполнение своих поручений, то это может обернуться против тебя как руководителя. В какой-то степени это ненормально, но это традиция, уже практически норма нашей жизни.

Есть такая наука управления обществом, системами – «кибернетика», которая говорит о важности обратной связи в системе, о том, чтобы все управленческие сигналы сверху вниз и наоборот были чистыми, без помех. Если говорить, опять-таки в масштабах страны, то у нас обратная связь руководства страны и «низов» постоянно искажена каким-то, условно говоря, «коэффициентом брехливости» или принципом «чего изволите». Наш оборонный комплекс, - это жесткая прямая и обратная связь. Без дураков, без брехливости, без украшательств. Что поручили конкретно взятому работнику, инженеру, должно быть исполнено именно в том виде, как поручали.

- У вас трудится много молодёжи. Средний возраст инженеров и рабочих - около 30 лет. Это значит, что современный уровень образования, как бы его ни ругали, всё же обеспечивает приток кадров.

- Мы вынуждены проводить жесткую селекцию из тех, кто желает у нас работать. Главное даже не в формальном «багаже» знаний. Как говорил по этому поводу ещё Аркадий Райкин: «Придя на производство, забудьте всё, чему вас учили в институте». Мы не скупимся на обучение, подготовку, доводку «до ума» в принципе полусырых кадров, которые чаще всего таковыми бывают после вузов. Но если мы видим, что перед нами специалист, имеющий желание качественно творчески работать, расти в своём развитии, - он наш.

Кто-то, возможно, идёт к нам работать не из высоких соображений «ковать оборонный щит страны», а по чистой «прагматике» - иметь достойный заработок и твёрдые перспективы. Почему бы и нет? Не всем же быть отчаянными романтиками-патриотами?! В нашем коллективе невозможно быть «халтурщиком», который всё надеется, что за него кто-нибудь его работу доделает.

Помните недавнюю ситуацию в «Роскосмосе» - при сборке агрегатов спутника «Протон» датчики «воткнули» вверх ногами, и дорогостоящий, наукоёмкий продукт на миллиарды рублей не вышел на заданную орбиту? В любом машиностроении есть своя система «защиты от дурака», но здесь случилась какая-то «дурость в квадрате» - даже такая система дала сбой. В общем, со счётом 1:0 победили тогда дураки. Очень надеюсь, что на нашем «Титане» неизбежно победит (и побеждает!) творческий разум, интеллект и опыт.

ДОСЬЕ

Виктор Шурыгин родился в 1945 году в Калинине (ныне Тверь). При его личном участии разработаны подвижные агрегаты наземного оборудования ракетного комплекса «Точка-у», оперативно-тактический комплекс «Ока-У», береговой арткомплекс «АК-222 «Берег», пусковые установки комплексов «Тополь-М» и «Ярс», наземное оборудование РК «Искандер-М». За последние Шурыгин был удостоен госнаграды из рук Президента РФ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах