aif.ru counter
1210

Жалость не советчик. Что нужно знать тем, кто хочет взять ребенка из приюта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Нижнее Поволжье №8 24/02/2016
Валерий Христофоров / АиФ

Специалисты советуют каждому потенциальному приёмному родителю прежде всего взвешенно оценить свои возможности. 

Рекомендации Ольги Исаевской, практикующего педагога-психолога Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения, помогут вам перед принятием важного решения объективно взвесить все «за» и «против», а также уберегут от ошибок.   

Всерьёз и надолго

Многие из нас, увидев пронзительный сюжет о жизни в детском доме, трогательных красивых малышах, мечтающих о мамах и папах, периодически задумываются над тем, чтобы принять в свою семью ребёнка. Но, к сожалению, далеко не все доходят до дверей детского дома. Одного желания и эмоционального, пусть и благого, порыва взять на воспитание ребёнка-сироту мало. 

Практикующий психолог Ольга Исаевская советует тем, кто хочет стать приёмным родителем, не спешить. Решение, принятое в эмоциональном порыве, является плохим фундаментом для будущего. Необходимо дать себе достаточно времени для того, чтобы подойти к данному решению со всей полнотой ответственности. Вы принимаете малыша или подростка в семью всерьёз и надолго. Ребёнок - это не купленная в магазине вещь, которую, если не понравилась, мы можем вернуть или просто выбросить. Отказаться от опеки, вернуть ребёнка в детский дом означает нанести ему очередную душевную травму. Эти дети за свою короткую жизнь уже сполна испытали предательство родных и близких, потери и разочарования. Принимая решение о принятии ребёнка в семью, вы должны быть нацелены на то, что обратного пути быть не должно. 

«Помните, жалость - плохой советчик, и она не должна быть главной причиной принятия ребёнка в семью, - говорит Ольга Исаевская. - Следует отдавать себе отчёт, что движет вашим желанием: чего вы хотите? Помочь ребёнку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить ребёнка, из которого будете создавать «идеального»? Мотивы у всех людей разные. К самым распространённым относятся: отсутствие собственных детей, неистраченный родительский ресурс, когда свои дети выросли, но ещё есть силы и желание воспитывать детей, желание восполнить утрату кровного ребёнка, желание иметь второго ребёнка при невозможности больше иметь своих детей и др.». 

«Неправильные» мотивы

Но кроме правильных мотивов людьми порой движут и «неправильные». Например, нередки случаи, когда в отношениях между супругами намечается разлад и они решают, что с появлением малыша отношения станут более тёплыми и близкими. Это в корне неправильно. «Ребёнок приходит в семью, чтобы мудрые взрослые помогли ему справиться с его проблемами, а не наоборот», - подчеркнула Ольга Валерьевна.    

Психолог советует при принятии этого серьёзного решения постараться оценить объективно ваши ресурсы. Для воспитания малыша требуется немало физических, эмоциональных, временных затрат. Усыновлённый ребёнок, имеющий травматичный опыт прошлого, нуждается в немалом объёме внимания и заботы. На пути создания близких отношений с приёмным ребёнком наряду с моментами радости и счастья вас  ожидают и вполне закономерные трудности. Их не надо бояться, к ним нужно быть готовыми. И в этом может помочь ваше окружение. Заручитесь поддержкой близких людей. Их помощь - ваш дополнительный источник ресурсов, силы.

«Очень важный момент - выбор ребёнка и форма его устройства в замещающую семью. Следует учесть, что чем больше у него кровных родственников - есть вероятность восстановления в родительских правах, есть бабушки, дедушки, братья и сёстры, желающие поддерживать отношения с ним, - тем меньше он нуждается в усыновлении. Для него скорее подойдёт другая форма семейного устройства», - говорит Ольга Исаевская.

Влияют ли гены?

Особая тема - тайна усыновления. Помните, если вы не предпринимаете действенных методов по сохранению тайны усыновления (переезд на новое место жительства, имитация беременности), то ребёнок должен узнать правду именно от вас и в возрасте, в котором он способен любить безусловно. До пяти - шести лет ему будет легче принять мысль о том, что могут быть две мамы и два папы. Правда, раскрытая в подростковом возрасте, в период проживания кризиса идентичности, как правило, имеет тяжелые последствия. При выяснении правды от «сердобольных и вездесущих» соседей или друзей-товарищей (а это происходит почти всегда), главной травмой для ребёнка оказывается не то, что он неродной, а то, что ему столько лет лгали самые близкие люди - те, кому он искренне доверял. 

Важный фактор - наследственность. Многие потенциальные приёмные мамы и папы переживают, что плохие гены, доставшиеся ребёнку от его родных горе-родителей, негативно скажутся на его физическом и психическом здоровье. Для некоторых приёмных родителей гены становятся удобным способом объяснить все трудности: «Это не мы не справляемся, это у него гены такие». Чтобы ребёнок не повторил асоциальный образ жизни своих родителей, ему нужна поддержка близких людей. Опыт семейного устройства подтверждает, что через год-два жизни в любящей и заботливой семье малыш буквально расцветает, он быстро растёт, развивается, узнаёт много нового, в домашнем климате заботы и внимания уходят даже хронические болезни.  

«Безусловно, очень многое зависит от отношения к ребёнку, родительской позиции, правильного осознания того места, которое он должен занимать в жизни семьи. Брошенные дети - плод безответственного отношения. Но случается, что и в приёмных семьях ребёнок сталкивается с ошибочной позицией взрослого, оказывается перед необходимостью реализовывать не себя, а ожидания приёмных родителей, решать их проблемы: самоутверждение, попытки найти смысл жизни за счёт детей, получить порцию одобрения от общества. Впрочем, схожая позиция может присутствовать у родителей и в отношении кровных детей, - отметила Ольга Валерьевна. - Другое дело, если взрослые хотят проявить заботу и любовь с тем, чтобы помочь другому человеку вырасти, найти своё место в жизни, реализовать себя. Следует вывод – здоровые, развитые, адаптированные дети могут вырасти только в семье, где родители осознают свои желания и действия. А приёмные они или родные - не так уж важно».

Школа для родителей

Придя в отдел опеки и попечительства, мать, которая места себе не находит и думает только о том, как бы скорее взять ребёнка за руку и привести сироту в свою семью, узнаёт, что кроме сбора документов нужно ещё почти два месяца (!) проходить подготовку в школе принимающих родителей. «Зачем?» - недоумевают люди.

Уже к концу первого занятия, - а их как минимум восемь - вопрос «зачем» растворяется в воздухе, который наполнен вопросами будущих приёмных родителей, ответами, спорами, тренингами, новой информацией.

«В процессе обучения знакомят с принципом сбора документов, с особенностями детей из детского дома и дома ребёнка, рассказывают, какие диагнозы «страшные», какие пишут для подстраховки, чего реально надо опасаться, на что обратить внимание при знакомстве с ребёнком. Потом встречались с семьями, которые уже усыновили или взяли под опеку детей. Они рассказывают, как складываются отношения, как проходит адаптация. Потом психолог проводит тестирование тех пар, которые пришли в школу, и в конце обучения выдают заключение. Нам оно помогло сразу настроить специалистов опеки на адекватное общение с нами, то есть без страшилок и надуманных отказов. Школу приёмных родителей обязательно надо проходить всем будущим опекунам и усыновителям. Нам с мужем понравилось. На последнее занятие даже с сыном ходили», - поделилась одна из выпускниц ШПР.

«В марте этого года наша школа отметит пятилетие. Подготовку в ней прошли почти полторы тысячи граждан, - говорит Наталья Судакова, директор Волгоградского ППМС-центра. - Специалисты знакомят кандидатов с особенностями периода адаптации ребёнка в семье, а также с причинами «трудного» поведения, способами его преодоления. Особого внимания заслуживает вопрос о тайне усыновления.

Как правило, в центре не расстаются со своими слушателями после окончания занятий. Родители получают консультации психолога, юриста, социального педагога по телефону, приезжают для встречи с дефектологом, клиническим психологом, логопедом, педиатром, детским неврологом, психиатром, и, что самое приятное, - привозят детей».

При ППМС-центре создан клуб приёмных родителей «Лада», родители имеют возможность обмениваться опытом, получать консультации, вместе с детьми участвовать в мероприятиях.

Комментарий специалиста
Лариса Кожевникова, заместитель председателя комитета образования и науки Волгоградской области: В целях подготовки граждан к приёму в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в регионе при органах опеки и попечительства, а также уполномоченных организациях созданы 25 служб. С будущими приёмными родителями работают психологи, социальные педагоги, юристы и медицинские специалисты. В 2015 году психолого-педагогическую и правовую подготовку прошли 958 кандидатов в замещающие родители. В семьи граждан переданы на воспитание 1394 ребёнка. Организована работа по сопровождению замещающих семей, а именно по оказанию помощи в адаптации новых членов семьи, осуществляется консультирование родителей, при необходимости проводятся диагностика и коррекция сложных родительско-семейных отношений, оказывается помощь в разрешении проблем.

Материал подготовлен в рамках проекта «Семья: там, где рождается будущее»

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах