Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил главе следственного управления СКР по региону Василию Семёнову начать проверку по факту уничтожения дубов в Волго-Ахтубинской пойме. К чему это может привести, выяснял «АиФ»-НП».
Только не рубите…
Напомним, история с вырубкой берёт своё начало ещё в 2020 г., когда был утверждён проект строительства скоростной автотрассы через пойму. Магистраль протяжённостью около 14 км – это часть мостового перехода через Волгу, дорога федерального значения, которая свяжет регион со странами Ближнего Востока, Средней Азии, в перспективе с Китаем.
Она должна разгрузить нынешнюю трассу от транзитного транспорта и дать новый импульс развитию грузоперевозок и логистических связей. Проект необходимый и стратегически важный, тут никто не спорит, но при прокладке дороги планируется вырубить около 30 тыс. деревьев, из них 8 тыс. – дубы, возраст которых от 70 до 160 лет.
С самого начала трассировка будущей дороги вызвала горячее обсуждение и споры, что затем вылилось в пикеты и открытое противостояние защитников поймы и строителей. Против строительства трассы в существующем виде, помимо рядовых волгоградцев, высказывались в руководстве Русского географического общества, комиссии Общественной палаты РФ, бюро Гринпис России, общественники из десятков регионах страны, включая участников международного марафона Elton Ultra.
Экспертиза – фальшивка?
Чтобы успокоить протестные настроения, власти неоднократно заявляли, что в смете строительства заявлена компенсационная высадка более 200 тыс. дубов взамен вырубленных, что многократно превышает потери. Но некоторые экологи утверждают, что толку от подобных посадок не будет.
«Новые дубки из планируемых компенсационных посадок просто некуда сажать, для них в этой части поймы даже нет подходящей почвы, – утверждает ботаник Татьяна Балюк. – Новые дубы собираются высаживать на так называемых залежных землях, это бывшие сельхозполя. Но жёлуди не могут взойти в чистом поле, в земле, которую когда-то
утюжила техника. Для выживания жёлудя нужна живая почва особого состава, с необходимой микрофлорой, она в таких местах давно уничтожена».
На какое-то время протесты вокруг поймы затихли в связи с политической ситуацией в стране. Но не так давно один из защитников пойменных лесов оставил обращение в аккаунте Информационного центра СК России. В нём сообщалось, что, по заключению учёных, ранее проведённая экологическая экспертиза всей стройки трассы через пойму сфальсифицирована и оформлена даже без выезда на место. И тогда СК и решил начать проверку.
Юрист-правозащитник Иван Иванов, комментируя такое решение, напомнил об обещании властей пятилетней давности не трогать заповедные пойменные леса.
– У меня сохранилась видеозапись из телерепортажа 2017 г., где обещают расширение на одну-две полосы существующей трассы через Волго-Ахтубинскую пойму и установку там ограждений с освещением, – отмечает Иванов. – Но вместо этого в 2021 г. было запущено уничтожение полосы дубрав шириной до 150 метров ради строительства новой дублирующей дороги.
По словам Иванова, рассчитанный экологами ущерб природе с учётом уничтожения мест обитания краснокнижных видов составит при таком варианте строительства более 10 млрд рублей.
За и против
Однако некоторые общественники и эксперты придерживаются противоположной точки зрения на ведущееся строительство.
– В своё время местные жители выступили против расширения действующей дороги, которая создала бы им неудобства. Часть домовладений при таком варианте трассы может попасть под снос, – отмечает член региональной общественной палаты Сергей Жуков.
Тем временем, пока кипят споры и грядет проверка, строительство трассы кипит. В администрации региона сообщили, что график выдерживается и что подрядной компанией в Волго-Ахтубинской пойме возводятся сразу два моста и транспортная развязка. Готовность первого этапа строительства скоростной трассы протяжённостью 4,5 км составляет 42%.
Ежедневно, по данным генподрядчика, на стройке задействованы 200 рабочих и больше 150 единиц техники.
Способно ли вмешательство СК России повлиять на ход строительства, будут ли всё же менять проект трассы – покажет самое ближайшее время.