Участники международного ралли «Шёлковый путь» стартовали 20 июля в Астрахани. 25 июля в рамках пятого этапа соревнования они добрались до Волгограда, преодолев дистанцию в 538 километров, из которых 443 километра стали «боевыми», именно такую протяженность имел спецучасток.
В ралли принимает участие 300 человек из 25 стран мира. Корреспондент «АиФ-Волгоград» пообщался с некоторыми из спортсменов и узнал, правда ли, что в жару в салоне гоночного авто температура воздуха поднимается до +70 градусов, действительно ли они могут разгоняться на трассе до 187 км/ч, а машины потребляют за один этап гонки 500 литров топлива, чем отличается вождение гоночного автомобиля от обычного и как пилоты ориентируются на трассах.
Колеса за 10 миллионов рублей
Эдуард родился в городе Набережные Челны, где находится завод КамАЗ. Свой путь в большой спорт он, как и многие автогонщики, начинал с картинга, которым увлёкся ещё в детстве с подачи отца Валентина - шестикратного чемпиона России по багги (багги - небольшой легкий автомобиль высокой проходимости для езды по несильно пересеченному бездорожью).
«Когда я был мальчишкой, хотел попасть в команду «КАМАЗ-мастер». Отец часто брал меня на свои тренировки и соревнования. В то время, кстати, баггисты и камазисты входили в одну команду. Помогать отцу я тогда не мог в силу возраста, но наблюдал, фотографировал. В 17 лет мечта попасть в команду осуществилась. Я тогда учился заочно в институте, параллельно работал, набирался опыта – поначалу был простым механиком, обслуживал автомобили, затем стал экипажным механиком, который сидит в кабине, а теперь вот пилот», - рассказывает Эдуард. Сейчас отец ездит вместе с ним на 35-тонной машине в составе технического сопровождения экипажа команды, которое возит запчасти.
Эдуард Николаев - скромный спортсмен. В ответ на вопрос, как он все-таки попал в команду, тактично и смущенно увел разговор в другую тему. Отметим, что гонщика в нее пригласил руководивший в то время командой Семён Якубов после того, как Эдуард победил на одном из всероссийских чемпионатов по картингу.
По словам Николаева, в течение года его команда часто ездит, много времени проводит на соревнованиях. «Между ними нет больших пауз, мы почти всегда за рулем. Тренировки проводим в Астраханской области, в Африке - в Марокко, в Казахстане - в песках», - рассказывает он.
Участок гонки «Шелкового пути» от Астрахани до Волгограда ему понравился. «В Астрахани нас встретили степные ухабы, ямы, пески. В Волгограде нас поджидали необычные, сложные песчаные дюны, степные «прямики», где мы ехали на максимальной скорости», - делится впечатлениями Эдуард. Кстати, его машина за 16 секунд может разогнаться до 100 км/ч. В целом она способна ехать со скоростью 180 км/ч.
Маршрут до Волгограда был сложен и опасен, вспоминает Эдуард. «Одна из команд-конкуренток потеряла два грузовика и даже снялась с ралли. Мы были осторожны, т.к. местность была подтоплена дождями. Тяжелым грузовиком трудно управлять на скользкой дороге», - рассказывает он.
Эдуард отмечает, что на этом этапе соревнования критических поломок машин не происходило. «Из-за них можно серьезно отстать от конкурентов. К примеру, замена колеса занимает от семи до 12 минут. Весит оно 150 килограмм», - поясняет он. Меняют колесо трое человек. Для этого экипаж с собой возит ключи, домкраты, отвертки и т.п. Чинят машину пилот и штурман, а вот команда, которая возит запчасти, не имеет права помогать экипажу и вообще едет по другой трассе.
«Техничка» весом 35 тонн. Какие машины есть у команды «КАМАЗ-мастер»
Траты на покупку запчастей входят, как правило, в командный бюджет. «Автомобильный спорт очень дорогой. Одно колесо стоит тысячу евро (73580 рублей). За гонку каждый из наших шести грузовиков израсходует 22 колеса (итого примерно 9,7 миллиона рублей). Остальные запчасти еще дороже», - приводит пример Эдуард.
По его словам, вне соревнований участники команды работают инженерами и конструкторами на заводе.
«Гонки для нас просто хобби»
Участвует в «Шелковом пути» и российская команда G-Energy. Пилот Владимир Васильев, мастер спорта международного класса, победитель и призер зимних трековых гонок в классе N-1600 буквально только что приехал из Испании, где одержал победу на седьмом этапе Кубка мира по ралли-рейдам «Баха Арагон». В классификации кубка он сейчас на второй позиции.
Владимир из-за этого стартовал на «Шелковом пути» самым последним, но уже показывает хороший результат. Ездит он на внедорожнике. Любовь к автомобилям у него зародилась еще в детстве. «Мечтал стать водителем. Когда подрос, сел за руль трактора, я же деревенский житель, родился в Тверской области», - вспоминает он. В большой спорт Владимир попал в 2011 году.
«Захотелось адреналина получить, выпустить пар. Работа никогда не была связана с гонками и сейчас тоже. Сначала просто взял спортивную машину в аренду попробовать, и понравилось, затянуло. Раньше, до гонок, я думал, что хорошо умею управлять авто, не понимал, какая разница между обычным и гоночным. Сейчас знаю, что это абсолютно разные вещи. Спортивная машина требует совсем других принципов управления, плюс она быстрее, резче. Сидя в ней, по-другому нажимаешь газ, поворачиваешь, тормозишь», - объясняет Владимир.
Гонки для Владимира хобби, а не работа. «Шелковый путь» для меня соревнование ради удовольствия. Я не профессиональный гонщик. Беру отпуска, чтобы поучаствовать в ралли», - с улыбкой поясняет он. Отметим, что на «Шелковом пути» он в 2016 году занял третье место. Владимир часто ездит на соревнования с семьей. В этот раз с ним сын, супруга, трое дочерей. Они его поддерживают. Сын мечтает стать гонщиком, как папа.
Помимо семьи, у него довольная внушительная команда – восемь механиков и штурман. С гоночным авто в соревнование отправились 35-тонный грузовик с прицепом и автодом.
По словам Владимира, гонки - большое напряжение для спортсмена. «Условия тяжелые, кондиционеров, как в гражданских авто нет, есть только шланг на потолке, из которого в лицо идет небольшой поток воздуха. Если на улице жара +40 градусов, то в машине она составляет +60…+70. Четыре часа в салоне - как в сауне», - поясняет он.
Пилот также рассказал, что на «Шелковом пути» команды ориентируются по дорожной книге и GPS от организаторов гонок. Пилот и штурман видят на карте точку, но новигатор им не прокладывает путь, они сами его ищут. Раз и экипаж занесло на путь с крупной ямой, трамплином и другими препятствиями.
В дорожной книге для пилота и штурмана есть пометки в духе «на этом участке дороги опасность достигает третьего уровня», это максимальный, а минимальный – первый. На таком участке нельзя нестись на полном ходу, нужно притормозить, аккуратно проехать, иначе перевернешься, разобьешь машину.
Владимир также отмечает, что после соревнований команды полностью разбирают машины и снова собирают.
Бак на 500 литров бензина
Еще одна российская команда на «Шелковом пути» - G-Force Motorsport. От нее на соревнование вышел пилот Андрей Рудской на автомобиле G-Force «Барс» отечественного производства. Команда участвует в этом ралли уже пятый раз. «Мы любители, но сражаемся с профессионалами», - рассказывает Рудской.
«КАМАЗ-мастер», к примеру, заводская команда, а мы нет», - отмечает Андрей.
Зарубежный аналог его машины стоит от 600 000 евро до миллиона. Но G-Force Барс в разы дешевле них. Внутри него приборная панель с четырьмя спутниками и экраном, на котором отображаются все данные и параметры об авто: температура двигателя и коробки передач, топлива, давление масла и гидроусилителя руля и т.п.
«Видим даже, с каким давлением у нас накачено колесо. В дороге следим по устройствам, нагревается ли какое-либо колесо или разбортировалось ли оно», - поясняет он. Все это очень важно. Экипаж знает, за что отвечает каждая из множества кнопок в салоне. «Следим за температурой топлива. Нормальной считается +40…+50 градусов. При больших значениях бензин «закипает», т.е. пузырится. Кислородные пузырьки мешают работать системе топливоснабжения», - рассказывает он.
Сидение в салоне для пилота делалось специально для него на основе его параметров.
Бак машины рассчитан на 500 литров топлива, этого объема хватает на 600-700 километров. Запас топлива у нее - до 50 литров по бокам борта. «Раньше использовали авиационное топливо, а сейчас - бензин Аи-100», - рассказывает Андрей. Последний, кстати, появился в России совсем недавно. Главное его отличие от других видов горючего – это высокое октановое число.
С трассой Астрахань – Волгоград машина Андрея справилась, но без поломок не обошлось. «После удачного старта у нас отвалилось заднее левое колесо, т.к. ехали очень динамично, подлетели и приземлились на него. Сперва датчики показали, что оно разбортировалось. Мы остановились, поменяли его, проехали километра два-три и поняли, что колесо не едет как надо – оно просто оторвано. Восстановили работоспособность автомобиля и поехали. Пришлось обгонять безумное количество машин», - отметил пилот. На ремонт колеса ушло почти два часа.
«Трасса быстрая. В начале казалась не сильно тяжелой. Очень коварным был кусок в 100 километрах от финиша – поля залитые дождями. При высокой скорости авто сильно скользит на таком участке», - отметил Андрей. Встретили команду и крупные земляные бугры. «Сегодня на одном из них перевернулся один экипаж. Очень коварные условия — медленно ехать невозможно, потому что застрянешь, а быстрая езда грозит переворотом. Кроме того, грузовики оставляют после себя колеи выше колена, по котором трудно ехать», - поясняет он.
Гоночные «маршрутки»
В ралли «Шелковый путь» кроме «КАМАЗ-мастер» принимает участие еще одна фирменная грузовая команда - «ГАЗ Рейд Спорт». Появилась она в 2015 году, поэтому пока считается относительно молодой. На за это время она успела стать одним из лидеров чемпионата России и победителем в категории «рейд».
В 2017 году в команду пригласили на пост пилота Евгения Суховенко, сына известного в прошлом ралли-рейдового гонщика Сергея Суховенко. «Я знал, что в то время «ГАЗ Рейд Спорт» отсматривал молодых пилотов и изучал мою кандидатуру. В какой-то момент меня пригласили на тестовую гонку, я её проехал и попал в команду», - вспоминает Евгений. Молодой человек уже давно занимается ралли и известен в спортивных кругах.
На «Шелковом пути» участники команды преодолевают трассы на двух «ГАЗелях-NEXT» и двух ГАЗ-2704EB «Соболь». Кроме того, у них есть два грузовика с запчастями. Весят машины экипажа 2,2-2,8 тонны.
«Мы ездим на серийных «ГАЗелях-NEXT» с минимальными переделками и усовершенствованиями, которые позволяют нам преодолевать сложные препятствия. День, в который мы ехали от Астрахани до Волгограда, выдался очень тяжелым – проехали более 400 километров. Рады, что преодолели все трудности и даже не выходили из машин, чтобы починить их, у нас ничего не ломалось», - рассказал Евгений Суховенко.