Волгоградская область остаётся щедрым и гостеприимным домом для представителей самых разных этносов, проживающих на территории нашего региона. Среди них есть и многочисленные диаспоры, и совсем небольшие по численности этнические группы – такие, например, как удины, древний народ Кавказа с удивительной историей и крепкими корнями.
Несломленные
…Плавные очертания поросших лесом невысоких гор, неспешно спускающиеся к изумрудным равнинам, сочные пастбища и заросли ореховых деревьев – древняя Кавказская Албания, родина удинского народа, занимала в своё время территорию Азербайджана и часть Дагестана. Эти красивейшие места неоднократно становились полем боя – персы, римляне, хазары, монголы стремились захватить край зелёных долин и быстрых горных рек. В конце концов, это удалось сделать арабам, монголам, а затем и Тамерлану. За тысячелетия привычный уклад жизни удин сломался под игом жестоких завоевателей. Но сам народ остался несломленным…
Начало XIX века, когда северный Азербайджан присоединился к России, стало для маленького народа временем надежд: появился шанс вновь возродить родной край, вернуть православные традиции. Это был период расцвета двух самых крупных и богатых удинских сёл Варташен и Нидж, которые стали центром развития культуры, промышленности, сельского хозяйства. К сожалению, это счастье оказалось недолгим.
Порой именно цифры становятся самой яркой иллюстрацией того или иного явления: если в начале XX века насчитывалось более 10 тыс. человек, гордо именующих себя удинами, то в 1926 году их осталось всего лишь 2500. Политические события конца XX века и вовсе разметали древний народ по странам и континентам.
«Сейчас удинский язык можно услышать в России, Грузии, Казахстане, на Украине. Нас в Российской Федерации больше 5 тысяч человек, – рассказывает доктор философских наук, профессор ВолГАУ, председатель Волгоградской областной общественной организации удин «Нидж» Ричард Арами Данакари. – В Волгограде проживает больше 100 человек, в Светлоярском районе, особенно в селе Дубовый Овраг – 200. Нас немного, но мы дружны, постоянно общаемся и, конечно же, бережно храним народные традиции, которые передаются в удинских семьях из поколения в поколение. Подрастает молодёжь, для которой важно национальное самоопределение, рождаются дети, в семьях, несмотря на многоязычие, всё ещё звучит удинский язык – значит, жизнь народа продолжается».
Место встречи
Все удинские семьи, проживающие в Волгограде, стараются поддерживать курс, заданный прошлыми поколениями. При этом традиции не тянут людей в прошлое – они вписываются в современную жизнь, помогая укреплять семейные связи, и становятся надёжным ориентиром для молодых людей.
«Именно у родника и происходили в прежнее время встречи ребят и девушек в селе», – рассказывает Ричард Данакари.
Его отец был главным агрономом, затем председателем Ниджского сельского совета, генеральным директором Куткашенского аграрно-промышленного объединения в Азербайджане. Трудился днями и ночами. Как и мама – она была учительницей, воспитывала двоих сыновей, успевала ещё управляться и в домашнем хозяйстве, и большом ореховом саду. Дети росли, хорошо понимая цену труду, крепкой семье, связи со своим родом и его поддержке.
«Культура удинского народа тесно переплетена с азербайджанской, но при этом значительно от неё отличается, – объясняет Ричард Данакари. – Но, как и везде на Кавказе, в любой семье главным является безусловное уважение к старшим. Отец и мать являлись бесспорными авторитетами в семье и пользовались огромным уважением, дети называют их на «вы». Все основные решения принимает отец, в случае его отсутствия – мать. И мальчики, и девочки воспитываются с любовью, но с долей строгости: мальчиков готовят быть защитниками своей семьи, рода, девочки должны стать хранительницами домашнего очага, хорошими хозяйками».
Конечно, жизнь не стоит на месте, и современные реалии невозможно сравнить с прошлым, но и тогда, и сейчас порядочность, отзывчивость, благородство и гостеприимство являются визитной карточкой каждого уважающего себя удина.
Сейчас молодые люди всё чаще знакомятся самостоятельно, хотя по-прежнему мнение родителей является решающим. Раньше знакомили родители, сейчас парень через знакомых, друзей просит разрешения у семьи понравившейся девушки познакомиться с ней. Если она согласна, то они встречаются. Вообще обряды знакомства, помолвки, подготовки к свадьбе и её проведение – это целая эпопея, и каждый сюжет заслуживает особого рассказа, настолько всё интересно, красочно и наполнено особым смыслом.
Тапак на все случаи жизни
Народные праздники удин всегда многолюдны, на них собирается весь народ, и если Тезе Усен (Новый год) отмечается традиционно, в ночь с 31 декабря на 1 января, то маёвка – самый народный весенний праздник – отмечается 2 мая. После возрождения православия, реставрации церквей в п. Нидж, они со своей Албано-удинской христианской общиной Азербайджана стали широко отмечать религиозные праздники – Рождество и Пасху.
Интересные традиции у удин связаны с подарками, которые они очень любят дарить. Тапак – это несколько больших подносов с подарками (одеждой) и сладостями. На удинской свадьбе тапак является необходимостью на каждом её этапе. Сладости с тапака дарятся всем участникам многолюдной свадьбы. Замечательная, красивая традиция, которой находится место и в современной жизни – тапак является прекрасным подарком на все случаи жизни.
Вся эта красота присутствовала и на свадьбе самого Ричарда Данакари с очаровательной Анжелой, выпускницей медицинского института. История их знакомства наполнена надеждами, встречами и временными расставаниями. Судьба то соединяла, то разлучала молодых людей, но, в конце концов, они поняли, что созданы друг для друга.
«Я увидел её, когда она училась на третьем курсе, и понял, что это та самая, единственная», – вспоминает Ричард Данакари. Жизнь показала, что сердце подсказало ему правильный выбор: вместе они уже 44 года, в семье выросли и вышли в самостоятельную жизнь дети – Лилия и Руссо. Они оба с отличием окончили Волгоградский государственный университет. Лилия – кандидат философских наук, работает преподавателем в родном университете. Руссо трудится юристом и одновременно преподает в Волгоградском институте управления – филиале РАНХиГС. Растёт внучка Элизабет.
Каждый в семье Ричарда Данакари говорит на нескольких языках. Вместе собираются по выходным и праздникам. Когда вся семья в сборе, беседы и застолья идут на русском языке.
Все они дружат с представителями разных национальностей, проживающими в Волгоградской области. Традиции, которые каждый из них забрал в самостоятельную жизнь из родительских семей, стали надёжной основой для семейного союза и прекрасным примером для дальнейших поколений.
Расстояние в 1384 км, двадцать часов пути, несколько границ разделяют посёлок Нидж в Азербайджане и город-герой Волгоград, который стал второй родиной для семьи Данакари. Несмотря на обстоятельства, связь с исторической родиной не прерывается.
«Маленький народ с большой и славной историей – это мы, удины, – с гордостью говорит профессор Ричард Данакари. – Сегодня наши национальные общественные организации, особенно в России, работают над сохранением и развитием дружбы между народами евразийского пространства, укреплением российско-азербайджанских отношений. Малочисленные этнические группы всегда выступают за порядок и стабильность во всех государствах и обществах, они за совместное мирное сосуществование. Ведь малые этносы всегда первыми ощущают неблагополучие, нарастание кризиса и напряжённости в социуме».
С этим солидарны тысячи удин, рассеянных волею судьбы по всему миру.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Сила – в единстве»