Примерное время чтения: 7 минут
35

Все начиналось с родника. В чем неиссякаемая сила удинского народа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Нижнее Поволжье №48 27/11/2024
Удины бережно хранят свои обычаи, традиции, родовые усадьбы.
Удины бережно хранят свои обычаи, традиции, родовые усадьбы. предоставлено героями публикации.

Волгоградская область остаётся щедрым и гостеприимным домом для представителей самых разных этносов, проживающих на территории нашего региона. Среди них есть и многочисленные диаспоры, и совсем небольшие по численности этнические группы – такие, например, как удины, древний народ Кавказа с удивительной историей и крепкими корнями.

Несломленные 

…Плавные очертания поросших лесом невысоких гор, неспешно спускающиеся к изумрудным равнинам, сочные пастбища и заросли ореховых деревьев – древняя Кавказская Албания, родина удинского народа,  занимала в своё время территорию Азербайджана и часть Дагестана. Эти красивейшие места неоднократно становились полем боя – персы, римляне, хазары, монголы стремились захватить край зелёных долин и быстрых горных рек. В конце концов, это удалось сделать арабам, монголам, а затем и Тамерлану. За тысячелетия привычный уклад  жизни удин сломался под игом жестоких завоевателей. Но сам народ остался несломленным…

Начало XIX века, когда северный Азербайджан присоединился к России, стало для маленького народа временем надежд: появился шанс вновь возродить родной край, вернуть православные традиции. Это был период расцвета двух самых крупных и богатых удинских сёл Варташен и Нидж, которые стали центром развития культуры, промышленности, сельского хозяйства. К сожалению, это счастье оказалось недолгим. 

Порой именно цифры становятся самой яркой иллюстрацией того или иного явления: если в  начале XX века насчитывалось более 10 тыс. человек, гордо именующих себя удинами, то в 1926 году их осталось всего лишь 2500. Политические события конца XX века и вовсе разметали древний народ по странам и континентам. 

«Сейчас удинский язык можно услышать в России, Грузии, Казахстане, на Украине. Нас в Российской Федерации больше 5 тысяч человек, – рассказывает доктор философских наук, профессор ВолГАУ, председатель Волгоградской областной общественной организации удин «Нидж» Ричард Арами Данакари. – В Волгограде проживает больше 100 человек, в Светлоярском районе, особенно в селе Дубовый Овраг – 200. Нас немного, но  мы дружны, постоянно общаемся и, конечно же, бережно храним народные традиции, которые передаются в удинских семьях из поколения в поколение. Подрастает молодёжь, для которой важно национальное самоопределение, рождаются дети, в семьях, несмотря на многоязычие, всё ещё звучит удинский язык – значит, жизнь народа продолжается». 

Место встречи

Все удинские семьи, проживающие в Волгограде, стараются поддерживать курс, заданный прошлыми поколениями. При этом традиции не тянут людей в прошлое – они вписываются в современную жизнь,  помогая укреплять семейные связи, и становятся надёжным  ориентиром для молодых людей. 

«Именно у родника  и происходили в прежнее время встречи ребят и девушек в селе», – рассказывает Ричард Данакари. 

Его отец был главным агрономом, затем председателем Ниджского сельского совета, генеральным директором Куткашенского аграрно-промышленного объединения в Азербайджане. Трудился днями и ночами. Как и мама – она была учительницей,  воспитывала двоих сыновей,  успевала ещё управляться и в домашнем хозяйстве, и большом ореховом саду. Дети росли, хорошо понимая цену труду, крепкой семье, связи со своим родом и его поддержке. 

«Культура удинского народа тесно переплетена с азербайджанской, но при этом значительно от неё отличается, – объясняет Ричард Данакари. – Но, как и везде на Кавказе, в любой семье главным является безусловное уважение к старшим. Отец и мать являлись бесспорными авторитетами в семье и пользовались огромным уважением, дети называют их на «вы». Все основные решения принимает отец,  в случае его отсутствия – мать. И мальчики, и девочки воспитываются с любовью, но с долей строгости: мальчиков готовят быть защитниками своей семьи, рода, девочки должны стать хранительницами домашнего очага, хорошими хозяйками». 

Конечно, жизнь не стоит на месте, и современные реалии невозможно сравнить с прошлым, но и тогда, и сейчас порядочность, отзывчивость, благородство и гостеприимство являются визитной карточкой каждого уважающего себя удина.

Сейчас молодые люди всё чаще знакомятся самостоятельно, хотя по-прежнему мнение родителей является решающим. Раньше знакомили родители, сейчас парень через знакомых, друзей просит разрешения у семьи понравившейся девушки познакомиться с ней. Если она согласна, то они встречаются. Вообще обряды знакомства, помолвки, подготовки к свадьбе и её проведение – это целая эпопея, и каждый сюжет заслуживает особого рассказа, настолько всё интересно, красочно и наполнено особым  смыслом.

Тапак на все случаи жизни

Народные праздники удин всегда многолюдны, на них собирается весь народ, и если Тезе Усен (Новый год) отмечается традиционно, в ночь с 31 декабря на 1 января, то маёвка – самый народный весенний праздник – отмечается 2 мая. После возрождения православия, реставрации церквей в п. Нидж, они со своей Албано-удинской христианской общиной Азербайджана стали широко отмечать религиозные праздники – Рождество и Пасху.

Интересные традиции у удин связаны с подарками, которые они очень любят дарить. Тапак – это несколько больших подносов с подарками (одеждой) и сладостями. На удинской свадьбе тапак является необходимостью на каждом её этапе. Сладости с тапака дарятся всем участникам многолюдной свадьбы.  Замечательная, красивая традиция, которой находится место и в современной жизни – тапак является прекрасным подарком на все случаи жизни. 

Вся эта красота присутствовала и на свадьбе самого Ричарда Данакари с очаровательной Анжелой, выпускницей медицинского института. История их знакомства наполнена надеждами, встречами и временными расставаниями. Судьба то соединяла, то разлучала молодых людей, но, в конце концов, они поняли, что созданы друг для друга.  

«Я увидел её, когда она училась на третьем курсе, и понял, что это та самая, единственная», – вспоминает Ричард Данакари. Жизнь показала, что сердце подсказало ему правильный выбор: вместе они уже 44 года, в семье выросли и вышли в  самостоятельную жизнь дети – Лилия и Руссо. Они оба с отличием окончили Волгоградский государственный университет. Лилия – кандидат философских наук, работает преподавателем в родном университете. Руссо трудится юристом и одновременно преподает в Волгоградском институте управления – филиале РАНХиГС. Растёт внучка Элизабет. 

Ричард Данакари с супругой Анжелой.
Ричард Данакари с супругой Анжелой. Фото: предоставлено героями публикации.

Каждый в семье Ричарда Данакари говорит на нескольких языках. Вместе собираются по выходным и праздникам. Когда вся семья в сборе, беседы и застолья идут на русском языке. 

Все они дружат с представителями разных национальностей, проживающими в Волгоградской области. Традиции, которые каждый из них забрал в самостоятельную жизнь из родительских семей, стали надёжной основой для семейного союза и прекрасным примером для дальнейших поколений.

Расстояние в 1384 км, двадцать часов пути, несколько границ разделяют посёлок Нидж в Азербайджане и город-герой Волгоград, который стал второй родиной для семьи Данакари. Несмотря на обстоятельства, связь с исторической родиной не прерывается.   

«Маленький народ с большой и славной историей – это мы, удины, – с гордостью говорит профессор Ричард Данакари. – Сегодня наши национальные общественные организации, особенно в России, работают над сохранением и развитием дружбы между народами евразийского пространства, укреплением российско-азербайджанских отношений. Малочисленные этнические группы всегда выступают за порядок и стабильность во всех государствах и обществах, они за совместное мирное сосуществование. Ведь малые этносы всегда первыми ощущают неблагополучие, нарастание кризиса и напряжённости в социуме». 

С этим солидарны тысячи удин, рассеянных волею судьбы по всему миру.  

История
Главным критерием при выборе невесты у удин являлось её трудолюбие, а не ум или красота. Право выбора отдавали родителям, и дети не могли ослушаться их воли. Родители жениха заранее передавали семье невесты продукты – баранину, вино, сахар, рис. Невесте покупали украшения и одежду. Свадьбы проводили только по четвергам и субботам. Торжества продолжались три дня. Родители жениха должны были уплатить матери сумму за молоко, которым она вскормила дочь. Членам семьи также преподносили подарки. Обряд венчания происходил в церкви. Перед ним невесту и жениха купали в медовой воде. Девушку одевали уже в процессе церемонии. Невеста трижды обходила дом, обнимала и целовала родных. На свадьбе гуляла молодёжь. Чтобы рожать сыновей, невеста брала на руки мальчиков. При этом её родители на пиру не присутствовали. Родителей приглашали только на восьмой день. Отцу дарили папаху, матери преподносили шаль.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Сила – в единстве»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах