В Волгограде на днях признаны несостоявшимися торги по продаже комплекса заброшенных зданий и имущества давно обанкротившегося Волгоградского тракторного – ВГТЗ. ОнИ былИ оценены в 422 млн руб, но и эта стоимость никого не привлекла.
Почему известный на весь мир гигант сельскохозяйственного машиностроения оказался невостребованным и бесславно прекратил существование – в расследовании «АиФ»-НП».
С конвейера танки уходили в бой
Ушёл в небытие завод, который успешно работал даже в критические дни Сталинградской битвы – до того момента, пока сражение не подошло вплотную к заводским корпусам. Осенью и зимой 1942-1943 годов завод, по данным историков, был полностью разрушен в результате ожесточенных боёв. Но уже 12 июня 1943 года, всего через три месяца после освобождения города, Сталинградский тракторный отправляет первые отремонтированные танки на фронт. После войны тракторный завод Сталинграда был полностью восстановлен.
Послевоенные времена вплоть до начала 90-х – золотая эпоха в истории СТЗ-ВГТЗ. Продукция завода: трактора ДТ-54, ДТ-65, позже ДТ-75, ДТ-175, ВТ-100 и его различные модификации – трудились на огромной территории от Калининграда до Камчатки, одновременно поставлялись во многие зарубежные страны.
После распада СССР в 1992 году ВГТЗ приватизировали. В 2002 году единый завод разделили юридически на несколько сфер деятельности, включая строительство машинных и тракторных компонентов, разработку новых тракторов. В 2005 году решением арбитража предприятия под маркой ВгТЗ были признаны банкротами. С тех пор началась история неуклонного заката предприятия вплоть до его полного краха. В настоящее время на площадке предприятия под эгидой Ростеха действующим остаётся лишь спецпроизводство для оборонного заказа, которое к ВгТЗ уже не имеет прямого отношения. Правопреемников завода на данный момент нет. Дилерские компании давно распродали остатки тракторов, выпущенные под маркой ВГТЗ. Однако до сих пор в Интернете встречаются лжесайты ВГТЗ, предлагающие продукцию несуществующего предприятия. Завод давно мёртв, а его известность до сих пор эксплуатируется.
«Автомат Калашникова» в полеводстве
Казалось бы, на вопрос, нужны или не нужны волгоградские тракторы, уже красноречиво ответила сама жизнь. Но не всё так однозначно.
«У меня трактор «Волгарь» ДТ-175 трудится на полях свыше 20 лет, – высказывает мнение в соцсетях один из российских фермеров Игорь Сенькин. – Почвы у нас очень сырые, поэтому «колёсник» там часто попросту не пройдёт. Скажем, на Т-150 или МТЗ-1221 на поля до июня не зайти, и гусеничный аналог достойный не найти. Зарубежные трактора слишком дороги, вот и считаю, что аналогов ДТ-175 нет. Жаль, что ушёл в небытие и завод, и сам трактор».
«На мой взгляд, волгоградский ДТ-75 – это как автомат Калашникова в сельском хозяйстве, – полагает пользователь портала «Фермер.ру», глава КФХ Виктор Клочков. – Все его клянут, мечтают бросить, кричат, что устарел, слабоват, громковат и вообще есть машины намного лучше. Но когда на импортную дорогущую технику средств нашему брату-крестьянину не хватает – полстраны ещё на них так и прыгает».
«Документацию вывезли на Алтай»
С болью и ностальгией вспоминают о ВГТЗ и сами волгоградцы.
– Мой родственник уволился из КБ завода ещё лет 10 назад, – говорит Елена Корнева. – Задолго до того, как его распустили, заводскую документацию стали вывозить куда-то на Алтай, часть и вовсе выкидывали.
– Судьба Волгоградского тракторного завода печальна, – рассуждает экс-волгоградка Елена Завьялова. – Сейчас даже земельные участки под бывшим заводом мало кому интересны. Недавно была в Туле, видела прекрасный музей – потенциально социокультурный кластер, с прекрасной территорией и понятными идеями для развития – «Музей станка», тоже в бывшей промзоне. Почему подобного нет у нас в Волгограде? В нашем случае за три копейки продали или просто разбросали всё. Не говоря уже о людях. Где-то с год назад мне пришла мысль побывать в музеях бывших промгигантов Волгограда, поскольку незадолго до этого писала магистерскую диссертацию по культурному наследию бывших предприятий. С удивлением узнала, что от многих волгоградских промгигантов с богатейшей историей не осталось ни музеев, ни прочих доступных свидетельств, буквально ничего.
«Завод просто растворился во времени»
Тракторный завод, гордость первой пятилетки СССР, на данный момент исчез, просто растворился во времени.
«Это болезненная тема для большинства волгоградцев старшего поколения. Причин такого краха несколько, – рассуждает профессор ВолгГТУ, доктор экономических наук Игорь Бельских. – Во-первых, завод купили более успешные конкуренты и просто его закрыли, распродав имущество по бросовым ценам. Такой приём вполне распространён в сфере машиностроения, да и любой другой тоже.
Во-вторых, выпуск тракторов ДТ-75, основной марки завода, был экономически невыгоден, а модель, разработанная в 60-х гг., была сильно морально и технологически устаревшей. Более поздние модели тракторов, выпуск которых попытались на ВГТЗ наладить ближе к 90-м и нулевым годам, также не были в технологическом плане прорывными, они выглядели устаревшими ещё в процессе проектирования и испытания опытных образцов.
В-третьих, что немаловажно, на заводе не было бизнес-лидера, который сумел бы сохранить и развивать предприятие, в отличие от аналогичных отраслевых фирм в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, в Челябинске или на Алтае. Регион пытался сохранить завод и потратил много бюджетных средств и организационных усилий на сохранение тракторного завода в условиях рынка и конкуренции, но теперь там пустырь с промышленными руинами.
Вывод из истории завода очевиден – «дикий рынок» часто решает судьбу советских гигантов не в пользу последних. Без устойчивого спроса со стороны внешних и внутренних потребителей, модернизации производства, кооперации с отраслевыми лидерами любой такой завод времён планового социализма всегда обречён».
Факты
За свою историю с конвейера завода сошло более 1,5 млн машин – по 140 тракторов в день и до 50 тыс. штук в год.
На разных участках предприятия во времена СССР трудилось до 15 тыс. человек – рабочих, ИТР. Помимо мирной продукции в годы ВОВ завод выпускал и знаменитые боевые машины: в 30-е годы это танк Т-26, позже – Т-34.