Примерное время чтения: 7 минут
1152

«Убирайся, или магазин сгорит». Кто не дает торговать фермерам в Волгограде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Нижнее Поволжье №52 23/12/2020
Павильон Гаврилова не смогли уничтожить физически, но фермера сломили морально.
Павильон Гаврилова не смогли уничтожить физически, но фермера сломили морально. / Александр Гаврилов / Из личного архива

Резкое повышение цен на продукты первой необходимости заставляет задуматься о возможных способах снижения цен. Например, почему не дать возможность фермерам напрямую торговать в городах?

Ведь были раньше кооперативные магазины, куда селяне поставляли свою продукцию, а горожане охотно её покупали. Что мешает возрождению сельхозторговли сейчас, выяснял «АиФ»-НП».

Поставил крест

На днях фермер из Дубовского района, глава КФХ «Гамма», атаман казачьей станицы Пичуженской Александр Гаврилов направил открытое обращение к президенту. Он уже не верит, что его проблемы можно решить как-то иначе.

Несколько недель назад Гаврилов разместил на своём овощном павильоне на ул. 39-й Гвардейской объявление: в связи «с произволом местной власти» распродаю, мол, остатки продукции по ценам ниже себестоимости. С тех пор точка закрыта.

А в декабре над закрытым фермерским павильоном появился символический крест из дерева и картона с надписью «Здесь произошли похороны всех моих надежд».

Овощевод убеждён, что районные чиновники его намеренно выживали с обжитого участка, чтобы освободить площадку конкурентам-перекупщикам. В итоге последние три года вместо того, чтобы наращивать производство продукции, Александр Гаврилов не вылезает из судов. На адвокатов, бесконечные экспертизы, переписку с чиновниками потрачены немалые личные средства, масса нервов, сил и времени.

– Моё фермерское хозяйство специализируется на выращивании томатов и бахчевых, – рассказывает фермер. – Ещё в 90-е годы я задумался, как самому реализовать свою продукцию горожанам напрямую по принципу «поле – прилавок». Со всеми инстанциями согласовал землеотвод, выбрал тип павильона.

Несколько лет назад фермер обустроил небольшой лёгкий навес для торговли с улицы.

«Увидев, что моя торговля идёт неплохо, чиновники собрали комиссию и пришли с проверкой, – рассказывает фермер. – Выдали акт: сезонная пристройка-навес является капитальной и подлежит сносу. Но независимый эксперт подтвердил, что строение на закреплённом за мной участке не является капитальным, на него не требуется разрешений».

Районные чиновники, как рассказывает Гаврилов, уже несколько лет упорно забрасывают его судебными исками, требуя признать самостроем и павильон полностью.

Пару лет назад, словно в насмешку, прямо перед входом в магазинчик фермера тормознул трейлер. Из него выгрузили пять мини-вагончиков, владельцы которых, выходцы из одной южной республики, развернули бойкую торговлю... точно такими же овощами и бахчевыми, как и у фермера, загородив ему даже окна.

После очередного обращения Гаврилова в прокуратуру пять ларьков соседей всё же убрали, столь же спешно загрузив их, как и привезли. Однако утром фермер-атаман нашёл записку: «Прекрати, иначе твой магазин сгорит».

«Я выиграл у районной администрации все суды, на моей стороне и районная прокуратура, но больше желания торговать в городе своей продукцией у меня нет», – признаётся Александр Васильевич.

Вне конкуренции

Непросто обстоят дела с торговлей и у некоторых других сельхозпредприятий. Оказывается, порой даже прямого вмешательства областных властей недостаточно, чтобы малый сельский бизнес получил прописку в большом городе.

Так, например, в Волгоград попыталось прорваться предприятие «Еланский хлеб». Продукция у него качественная, натуральная и доступная  по цене. О такой многим волгоградцам приходится только мечтать, так как качество хлеба массового производства в сетевых магазинов города оставляет желать лучшего.

Посетив завод в 2015 г., губернатор Андрей Бочаров назвал его предприятием общероссийского уровня. Глава региона пообещал уладить проблемы с поставкой продукции в сетевые магазины. Почему же её там до сих пор нет?

– После той встречи с губернатором сетевые магазины начали брать у нас хлеб, — говорит владелица предприятия Малайкат Магомедова. – Но, как выяснилось, покупатели его не увидели – его просто… не выкладывали на полки. Возвраты были огромными, затраты на перевозку тоже, так что в результате мы вынуждены были сами отказаться от такого сотрудничества. К сожалению, честной конкуренции не получилось.

Открыли и… закрыли

А фермеры из Нехаевского района области попытались открыть в Волгограде торговую площадку для всех желающих волгоградских производителей. Там же представили свою продукцию – свинину и изделия из неё. В соседнем помещении открыли столовую, где блюда готовят из фермерских продуктов.

Казалось, дело пошло, но тут случилась пандемия.

– Мы не работали четыре месяца, а когда вышли, то оказалось, что арендную плату придётся внести за всё время вынужденного простоя, – рассказывает руководитель ООО «Становское» Владимир Черничкин. – По налогам вроде дали отсрочку до октября, но в октябре одним платежом сняли всё сразу за предыдущие месяцы. Расходы получились непомерные, и мы были вынуждены закрыть магазин. Столовая ещё держится. Ещё одна оборудованная нами точка в Тракторозаводском районе попала под снос, сейчас под угрозой сноса ещё один магазин.

Однако в планах предприятия – увеличить выпуск продукции, открыть цех по производству колбас высокого класса. Но, столкнувшись с трудностями в родном регионе, Черничкины хотели бы наладить сбыт за его пределами.

Было бы несправедливо утверждать, что в области ничего не делается для поддержки фермерской торговли. Так, в конце ноября областной центр поддержки предпринимательства и Волгоградская торгово-промышленная палата провели круглый стол, где представители федеральных торговых сетей разъяснили алгоритм вхождения производителей в их магазины. Возможно, это кому-то поможет. Но есть и ещё один путь – небольшие магазины по типу кооперативных.

– Фермерам надо дать возможность беспрепятственно торговать в городах, создать для них специальные магазины, – уверен Владимир Черничкин. – Создайте начальные условия,  пустите нас в города, и свежих продуктов будет предостаточно.

Как войти в сети?

Если овощи и фрукты от фермеров ещё можно найти в сетевых магазинах, то мясные и молочные продукты, как правило, не найти. Почему?

«Четыре года назад, когда мы только начали заниматься мясным животноводством, то выбрали для разведения герефордскую породу КРС, – говорит глава КФХ (Новониколаевский район) Андрей Губин. – Неприхотливая и плодовитая, она даёт то самое мраморное мясо с тонкими жировыми прожилками, что так ценят гурманы. Мясо действительно вкусное, натуральное, но мы столкнулись с тем, что у нас в районном магазине недорогие части туши разбирают охотно, а вот деликатесная вырезка остаётся невостребованной –продукт это не дешевый.

Когда решили попробовать войти в сетевые магазины, то выяснили, что здесь нужны поставки в весьма значительных объёмах, для чего стадо должно насчитывать не менее 700-750 голов. Мы к такому поголовью только пришли за четыре года, и ни о каких высоких прибылях все эти годы даже речи не было, хорошо, что выходили в ноль. Конечно, позволить себе развивать такое производство и ждать по пять лет, пока проекты окупятся, могут очень немногие хозяйства.

Тут не обойтись без гос­поддержки: например, начинающим животноводам очень помогли бы налоговые каникулы, снижение административного прессинга и, главное, целевое финансирование, особенно на первых порах, когда надо интенсивно наращивать поголовье.

Но, думаю, постепенно мясная и молочная ниши будут заполняться. Мы, например, недавно открыли в Волгограде свой небольшой магазин. Продукция там раскупается, и если так пойдет, то мы лучше и не будем пытаться входить в сети, а откроем свои точки еще. Получили от государства грант, построим бойню, а также цех по переработке мяса. Уверен, что фермеры вполне способны накормить горожан».

Полезно знать

Фермеры производят в РФ (в стоимостном выражении)

  • 14% всей сельхозпродукции,
  • 34% бахчевых,
  • 29% зерновых,
  • 31% масличных.

По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка

Комментарий
Руководитель КФХ (Котельниковский район) Сергей Дупак: «На сегодняшний день у нас, кроме магазинов в г. Котельниково и недавно открытого в Октябрьском, работают ещё четыре в Волгограде, планируем там открыть ещё один. Никаких проблем с открытием магазинов не возникало. Наша мясная и молочная продукция, полуфабрикаты и мёд пользуются спросом. Другое дело – покупательная способность жителей, она низкая. Но мы продолжаем держать невысокие цены, понимая, как людям сложно сейчас. Удержать цены получается только за счёт того, что все сырьё у нас своё, выращенное в хозяйстве. Плюс – расширяем линейку продукции и открываем новые торговые точки. Это позволяет работать не в убыток».

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах