Ежедневно на «горячую линию» ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» звонят клиенты со злободневными вопросами. Сегодня постараемся ответить на те, которые звучат чаще всего. И чтобы ответы были максимально объективными, предоставим слово признанным экспертам нефтяного рынка.
Факторы роста
- Почему цена на нефть постоянно падает, а стоимость бензина и дизельного топлива на АЗС неизменно растёт? Не пора ли нефтепереработчикам умерить аппетит?
- Дело не в аппетите нефтепереработчиков. Стоимость бензина и дизтоплива складывается под влиянием многих экономических факторов. И цена нефти далеко не главный из них. В России цены на бензин зависят не от цены на нефть, а от курса рубля к доллару, налогообложения, мировых цен на нефтепродукты, - говорит старший аналитик агентства деловой информации «Атон» Александр Корнилов.
- В цене одного литра топлива - 7 - 10% стоимости нефти, остальное налоги, расходы и прибыли компаний, - поддерживает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
А налоговая составляющая, по словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, равна примерно 55 - 60(!)%. При этом прибыль компаний составляет приблизительно 5%, что по любому счёту вполне умеренно.
Здесь уместно вспомнить, что с 1 апреля акцизы на моторное топливо поднимутся уже во второй раз в этом году. А ценники на АЗС нефтяники переписывать не спешат, хотя при этом «ЛУКОЙЛ» несёт многомиллиардные убытки, о чём заявлялось публично. Это к вопросу о якобы неумеренных аппетитах нефтепереработчиков.
Структуру стоимости бензина хорошо раскрывает публикуемая диаграмма.

В отличие от Америки
- В Америке почему-то с падением цен на нефть цены на бензин постоянно падают. Мы-то чем хуже?
- Структура себестоимости автомобильного топлива в разных странах разная. В США, к примеру, в цене бензина львиную долю (более 70 процентов!) занимает как раз стоимость сырья. Налогов же - всего около 12 процентов. Подешевело сырьё - подешевел и конечный продукт.
У нас же структура себестоимости нефтепродуктов, как уже сказано, совершенно иная. Доля сырья в российских бензинах - лишь 6 - 9 процентов, а вот налоги, в том числе акцизы, сегодня в ней составляют около 60 процентов. Прибавьте стоимость добычи, переработки и розницы, транспортную составляющую. При такой структуре себестоимости удешевление нефти на конечную цену топлива особо не повлияет. Ощутимо снизить её можно только сокращением налоговой составляющей.
Разница видна
- Налоги, акцизы - это всё понятно. Но всё-таки дорогой у нас бензин, слишком дорогой, разве нет?
- Давайте зайдём в любой сетевой продуктовый магазин. Что мы видим на стенде с напитками? Литровая бутылка отечественного «Нарзана» стоит примерно 58 рублей. Литр импортной «Колы» - около 68 рублей. А литр наиболее популярной марки бензина АИ-92 на АЗС «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» обойдётся клиенту в 35 с небольшим рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
При этом затраты на производство напитков и моторного топлива несопоставимы. Сложная, высокотехнологичная добыча и переработка нефти, сопряженное с повышенной опасностью и необходимостью соблюдать жесткие экологические нормы производство, содержание сети АЗС - всё это объективно «утяжеляет» стоимость бензина или дизтоплива. Про налоговую нагрузку уже говорилось. Разумеется, никто не утверждает, что бензин у нас дешевый. Но ведь всё познаётся в сравнении, не так ли?
Налоговый манёвр
- Что такое налоговый маневр? Говорят, что именно из-за него растут цены на бензин.
- Вопросы, связанные с налоговым маневром и его реализацией, на днях обсуждались в рамках представительного «круглого стола», который был организован интернет-сайтом «Нефтянка» и Агентством деловых коммуникаций.
В ноябре 2014 года был принят пакет изменений в налоговое законодательство, получивший название «Налоговый маневр». В рамках маневра предполагалось поэтапное повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с одновременным снижением экспортных пошлин. Поскольку такое перераспределение налоговой нагрузки способствует росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты, для защиты российских потребителей предполагалось снизить акцизы.
С первой частью маневра (повышение ставки НДПИ) проблем не возникло, она растёт, как и было запланировано. А вот понижение акцизов вызвало противодействие со стороны Министерства финансов - эта мера противоречит необходимости увеличивать доходную часть бюджета. Уже на этапе утверждения налогового маневра было решено снижать акцизы не слишком сильно. В ходе реализации планов вместо снижения акцизов и вовсе решили повышать их, причём ускоренными темпами. В результате в текущем году акцизы увеличивали уже дважды, притом, что год только начинается.
Понятно, что это не могло не сказаться на цене моторного топлива. Акциз в конечном итоге - это то, что снимут с потребителя, потому что акциз включается в цену конечной продукции, - напомнила советник по экономике ассоциации «Ассонефть» Маргарита Козеняшева.
Но понятно, что говорить здесь надо не про аппетиты нефтяных компаний, а о системе налогообложения нефтегазового сектора в целом. По словам заместителя председателя комитета Государственной думы РФ по энергетической политике Юрия Станкевича, сегодняшняя налоговая система представляет собой некое «лоскутное одеяло». Его поддерживает генеральный директор ассоциации Елена Корзун, считающая, что нефтяная отрасль нуждается в конструировании нормальной налоговой системы.
Помощь людям
- Не раз говорилось, что «ЛУКОЙЛ» ведёт социально ориентированный бизнес. А может ли компания, например, помочь населению, не повышая цены на бензин?
Вот что по этому поводу сказал президент компании Вагит Алекперов в интервью агентству «Интерфакс»: «Мы не благотворительное общество. Если налоги растут, цены на бензин будут расти; если инфляция растёт, цены на бензин будут расти. Мы помогаем населению. У нас есть программы пенсионного обслуживания, поддержки молодых семей, мы компенсируем ипотечные кредиты нашим работникам, ведём огромную благотворительную работу. Мой фонд поддерживает социальных предпринимателей. Это отдельная сторона. Но то, что касается бизнеса компании, то он должен основываться на рыночных отношениях как с обществом, так и с государством».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть