Примерное время чтения: 5 минут
3055

Не просто красивый почерк. Как каллиграфия помогает развивать мозг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Нижнее Поволжье №36 08/09/2021
«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь» учат с 1-го класса. Но навык быстро утрачивается...
«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь» учат с 1-го класса. Но навык быстро утрачивается... / Виктор Яшуков / АиФ

Чем красивее почерк, тем здоровее, умнее и креативнее человек. Такое, на первый взгляд, спорное утверждение на самом деле подтверждается множеством примеров и научных экспериментов. Накануне Международного дня грамотности об этом рассказал член Союза каллиграфов мира, профессор Николай Таранов.

Каллиграфия как двигатель прогресса

– Николай Николаевич, современная молодёжь в большинстве своём искренне не понимает, зачем ей красивый почерк, да и вообще грамота. Каллиграфия на самом деле так важна для развития?

– На самом деле этот навык – один из ключевых для развития мозга. Насколько это важно, можно судить на примере японцев, у которых каллиграфии уделяется очень большое внимание. Не случайно у них ещё в 1958 г. были скоростные поезда, а их электроника считается чуть ли не самой лучшей в мире.

Японцы в 80-х годах прошлого столетия, предполагая переход на нанотехнологии будущего, провели один эксперимент. На протяжении 10 лет специалисты одной из крупнейших компаний, занимающейся выпуском бытовой и профессиональной электроники, искали, как мотивировать людей на творчество, какие методики использовать для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. И когда собрали данные, были удивлены: всем требованиям в наибольшей мере отвечала единственная дисциплина – каллиграфия. Поэтому было рекомендовано ввести её с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах. Это сделали для подготовки будущих специалистов в области инновационных технологий. 

С тех пор во всех образовательных учреждениях Японии это непреложная норма, а руководители многих крупных производственных компаний приглашают в обеденный перерыв специальных учителей, которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Они это делают, несмотря на то, что такое удовольствие не из дешёвых. Но вложение оправдывается, поскольку всего полчаса занятий каллиграфией в день приносит пользу для здоровья и развивает творческий потенциал, как ни одно другое занятие.

Пишите на здоровье

– Как именно каллиграфия влияет на здоровье?

– Есть множество научных доказательств, подтверждающих положительное влияние таких занятий на психическое и физическое здоровье. 

Доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу в своей статье «Каллиграфия и здоровье» рассказывает о влиянии такого занятия на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. 

Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма наиболее сложный и трудоёмкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером – всё это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги, восстанавливает дыхание.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведённых исследований: он утверждает, что нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. 

Практические и клинические исследования показали положительное влияние подобного лечения у больных аутизмом, с синдромом нарушенного внимания, дефицитом внимания и гиперактивностью.

Как учили Пушкина?

– А в России проводились исследования относительно пользы письма от руки?

– В музее современной каллиграфии в Москве есть целый научный раздел, где собраны материалы специалистов разных областей.  В Петербурге в течение 15 лет работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой.

Любой урок начинался с 15  минут занятий каллиграфией. Польза стала очевидна к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, чёткой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

– Но, несмотря на такие убедительные факты, каллиграфию не спешат возвращать в обычные школы...

– К сожалению,  так. Хотя рукопись постепенно возвращается в нашу жизнь: существуют общества любителей рукописного шрифта, есть День письма. Многие пишут открытки, письма именно от руки ручкой. В Волгограде, в Институте художественного образования при ВГСПУ мы открыли научно-образовательный центр, а при нём лабораторию, курсы и школу каллиграфии. Таких в России всего пять.

У людей сегодня появляется ностальгия по теплу живой рукописи, да и рукописные, рукодельные книги входят в моду во всем мире. 

Хотя в школах, конечно, этому по-прежнему уделяется мало внимания. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю. Во времена императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю...

Досье
Николай Таранов. Заслуженный работник культуры России, каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Является автором книг по образной выразительности шрифта, входит в Международную ассоциацию изобразительных искусств при ЮНЕСКО. В Волгограде возглавляет Институт художественного образования ВГСПУ, заведует кафедрой графики и дизайна.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах