Градо-строительная система региона нуждается в контроле.
Только в течение последних десяти лет на изготовление различных проектов, схем территориального планирования, генпланов и других документов по развитию муниципальных образований и сельских поселений из бюджета региона потрачено около 100 млн руб.
«Торгушки» вместо вокзала
Однако на фоне этого внешний облик наших городов к лучшему не меняется, а порой утрачивает свою красоту.
«Генпланы - это документы прямого действия, обязательные к исполнению в качестве закона,- напоминает Андрей Куприков, председатель профильной комиссии Общественной палаты. - При утверждении по каждому генплану за 10 лет проведено 32 согласования с федеральными министерствами. Работа проделана титаническая. Но что на выходе, где результат?».
Отступления от действующих генпланов грозят серьёзными проблемами для всего города, напоминает эксперт. Например, в Волгограде территория нынешнего торгового центра в районе Самарского разъезда долгое время резервировалась под строительство нового междугородного автовокзала. Однако под нажимом коммерсантов-застройщиков раздел генплана по этой территории заметно «подкорректировали». Задыхающемуся в пробках и заторах городу легче от этого не стало. Аналогичная «корректировка» генплана произошла недавно относительно территории рядом со стадионом «Динамо». Вместо запланированного в этом месте ещё много лет назад транспортно-пересадочного узла для удобства пассажиров пригородного вокзала там теперь высится многоэтажный микрорайон.
«Недавно в Волгограде торжественно открыт тоннель на Тулака, а на самом деле таких развязок, согласно действующему до 2025 года генплану, необходимо построить не менее шестидесяти, - продолжает Куприков. - Почувствуйте разницу между планами и реальностью!».
«Коттеджные» махинации
«Даже немногие специалисты знают, что в каждом генплане расписано всё до мелочей, - где, какой промышленный или социальный объект нужно построить, трубу какого диаметра или какую дорогу куда подвести, не говоря уже об оптимальных объёмах ввода нового жилья», - рассказал Александр Вязьмин, почётный архитектор России, зам. председателя региональной Общественной палаты.
По мнению архитектора, даже имея в своём распоряжении детально проработанные схемы развития, муниципалитеты либо забывают об их существовании вовсе, либо даже в ряде случаев идут на сознательное искажение документации.
«Генпланы сельских и городских поселений - единственный документ, где чётко очерчена граница земель, - напомнил Вязьмин. - Некоторые чиновники этим злоупотребляют. Так, в заповедной Волго-Ахтубинской пойме в последние годы 150 гектаров земель природоохранной зоны были переведены в «земли поселений», на них «легально» построились коттеджи и даже посёлки. Особенно такие злоупотребления характерны для Среднеахтубинского и Ленинского районов.
На днях всплыл очередной скандал вокруг земель Фрунзенского сельского поселения. По данным областной прокуратуры, бывший глава Фрунзенского сельского поселения включил в состав поселения целый ряд участков сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи нескольких окрестных хуторов, и зарегистрировал эти участки в кадастровой палате как поселковые. Тем самым площадь населённых пунктов Фрунзенского сельского поселения, предназначенная для застройки в первую очередь частными коттеджами, была незаконно увеличена.
«Сейчас совместно с прокуратурой области ведётся работа по аннулированию и корректировке таких генпланов», - объяснила Светлана Кузнецова, глава областного комитета строительства.
Теперь для предотвращения подобных случаев при Общественной палате области создан независимый экспертный градостроительный совет. Его первое рабочее заседание намечено на декабрь нынешнего года.