Уже 3 года Урюпинск официально носит звание «Столица российской провинции» и 13 лет работает над своим брендом. Этот город из анекдота заслуженно называют глубинкой – 326 километров до Волгограда, 696 до Москвы, 243 до Тамбова. Железнодорожная ветка из Волгограда обрывается в самом центре города, из Москвы на поезде можно доехать только до станции «Алексиково», а дальше на перекладных. Здесь живет около 40 тысяч человек, но город этот известен 93% россиян, а об урюпинских платках из козьей шерсти знают далеко за пределами России.
Первые в брендинге
24 и 25 сентября в Урюпинске пройдет всероссийский форум, на котором представители городов, вузов и бизнеса со всей страны обсудят широкий спектр вопросов: от разработки до коммерциализации бренда города. Руководитель форума, известный в России специалист по брендингу территорий Василий Дубейковский объяснил, почему мероприятие пройдет именно в столице российской провинции:
«Урюпинск является одним из лучших на сегодняшний день примеров территориального брендинга на постсоветском пространстве. Он раньше других городов России начал заниматься своим брендом и вышел на этап его продвижения. Он преподносит себя, как пример другим городам того, как надо выживать в российских реалиях».
Больше года назад Василий вместе с женой и маленькой дочкой уехал из Москвы в Урюпинск. Теперь вместо центра столицы он живет в маленьком городе, вместе с местными активистами чистит дно озера Подпесочного и помогает городским властям продвигать бренд «Столица российской провинции».
Многое в Урюпинске происходит только потому, что это Урюпинск. В 2010 году специалисты по антивирусным программам проводили здесь форум, на котором говорили о будущем Рунета. В 2012 году супермодель Наталья Водянова, возглавляющая благотворительную организацию помощи детям «Обнаженные сердца», подарила городу детскую площадку в виде фрегата.
«Люди едут в город не из-за гостиниц, – утверждает Василий. – Для it форума не было необходимой инфраструктуры, даже электроэнергии на концерт, что они устроили. Но форум состоялся».
Еще один пример пользы бренда – это Эстафета Олимпийского огня. Чтобы она все-таки прошла по Урюпинску, руководство города загодя обратилось в оргкомитет мероприятия, подарило ему чехлы на iPad из козьего пуха местного производства, чтобы уж точно запомнили. Как результат – специально к эстафете город получил 3 млн рублей на то, чтобы привести в порядок площадку около памятника козе.
От бренда до аэропорта
По словам Василия Дубейковского, бренд для города - это как высшее образование для человека: не всем оно необходимо, но вреда от него точно не будет. Однако крупным городам не стоит ориентироваться в вопросе брендинга на Урюпинск.
«Вообще, чем больше город, тем сложнее создать бренд, потому что сложно найти идею, которая всех объединяет, – поясняет Василий. – Бренд Урюпинска сложился исторически, благодаря анекдотам, рассказу «Судьба человека» Михаила Шолохова, действие которого здесь происходит. Волгограду же и другим миллионникам нужен технологический подход».
Для разработки бренда Волгограда нужен бюджет и человек, который будет заниматься этим вопросом на постоянной основе: работать с прессой, вести группы в социальных сетях и отвечать за все этапы создания и продвижения бренда. Василий подчеркивает, что речь идет о системной работе, а не разовой акции.
«Бренд – это идея, которая объединяет жителей города. Чтобы его создать, надо проводить исследования. Важно вовлечь в этот процесс людей. У концепции не должно быть автора, ведь она должна объединять», - говорит новоиспеченный житель Урюпинска.
Василий не исключает, что брендом Волгограда может стать и идея главного города-героя России, но при этом уточняет, что не стоит зацикливаться на «Родине-матери»:
«Это все-таки не универсальная вещь. Знаете, как-то губернатору Тульской области предложили разработать бренд города, а он ответил, что у Тулы уже есть бренд – город-герой. То есть это звание зафиксировано и за другими городами. Но, несмотря на всю сложность работы, бренд Волгограду все-таки нужен, потому что в случае его наличия есть спрос на самоидентификацию, люди начинают гордиться своим городом».
Конечно, бренд не решит всех проблем Волгограда, но он поможет объединить городское сообщество для решения локальных вопросов, таких как уборка мусора.
«Тезис «сделайте хорошие дороги, а потом бренд» не верен, – считает Василий. – Например, в городе Мышкин Ярославской области были отвратительные дороги, но как только туда пошел поток туристов, привлеченных идеей посетить «город мыши», дороги сделали».
Василий считает, что бренд способен решать инфраструктурные проблемы и верит, что когда-нибудь в Урюпинске появится свой аэропорт. Тогда и добираться до столицы российской провинции будет проще.
«Мисс козочка 2015»
Неотъемлимая часть бренда Урюпинска - это коза. Она на фирменной символике: визитке главы города, блокнотах, буклетах и прочей сувенирной продукции. Козу в Урюпинске справедливо называют кормилецей. Ведь именно это животное помогло жителям провинциального городка прокормиться в трудные годы. Для многих урюпинцев разведение коз – это маленький бизнес, приносящий стабильный доход. Шерсть коз из Урюпинска считается особенной – в любой другой местности она не такая длинная.
Как дань уважения рогатому животному в центре города стоит памятник «Козе-кормилице». Нос у скульптуры гладкий и блестящий от многочисленных «натираний» на удачу. А еще каждый год в День города проходит конкурс «Мисс козочка 2015».
На козьем конкурсе красоты все почти так же, как и на человеческом: дефиле, костюмы, интриги. Хозяева дарят членам жюри молоко от своих подопечных, а 15-летняя Кнопка, не участвующая в соревнованиях из-за почтенного возраста, у всех на глазах съедает венок из подсолнухов, украшавший рога молодой 4-летней козочки Розы.
В этом году в конкурсе участвует 6 коз, еще несколько животных присутствуют в качестве группы поддержки. Жюри - казачий ансамбль. Среди критериев, по которым отбирают будущую победительницу, количество молока или шерсти, получаемых с животного, а также его привязанность к хозяину и послушание.
«Главное, чтобы козочка приносила пользу, – с невероятной добротой в голосе говорит об участницах конкурса председатель жюри Валентина Пономарева. – Благодаря козам, наш казачий городок производит чудесные пуховые платки. Мы любим наших козочек».
Дети спешат сделать фото на память с козой. Фото: АиФ/ Юлия Шеверева
В итоге победительницей стала 4-летняя коза Белка. Она деловито жует морковку, пока ведущая называет ее имя. Призы на «Мисс козочка 2015» скромные: козе морковка и вилок капусты, а хозяевам сувениры. Но урюпинцы гордятся, если именно их животное побеждает. Потому что в этом городе конкуренция среди коз невероятно велика.