Поддержку занятости в стране объявили одним из приоритетов, и на самом деле делается в этой сфере немало. Сама служба занятости тоже становится всё более современной, услуги оказывает в дистанционном формате.
Однако оцифровка этой сферы дала обратный эффект и привела к серьёзным затруднениям для многих безработных региона.
Только виртуально
Среди них оказался и 60-летний волжанин Василий Васильевич Б., который пришёл в центр занятости написать заявление о постановке его на учёт как безработного. Но его бумага оказалась ни к чему. «В службе занятости у меня отказались принять бумажное заявление, – переживает мужчина. – Пояснили, что теперь обращаться к ним можно только через «Госуслуги». Но где в российских законах написано, что я обязан пользоваться интернетом, чтобы подать заявление чиновнику?! Соцсетями я не пользуюсь, новости могу и по телевизору узнать, мне этот интернет особо и не нужен…»
Как выяснилось, в конце прошлого года было издано постановление № 1909, установившее правила регистрации для поиска работы. В частности, согласно п. 16 «гражданин вправе обратиться в центр занятости населения (...) в электронной форме по содействию в поиске подходящей работы».
Здесь как видим, используется формулировка «вправе». Но дополнения, которые в прошлом году внесли в закон «О занятости населения в РФ», устанавливают исключительно электронную форму заявлений от ищущих работу. Это гласит п. 6 ст. 15 гл. 4.
Волжскому пенсионеру составить электронное заявление помогли работники центра занятости. При этом на вопрос мужчины, почему возможен только такой вариант, ему процитировали чиновника из Минтруда РФ, заявившего: «Кто не рад цифровизации, тот не с нами». На афоризм не тянет, но суть ясна.
Позже выяснилось, что исключительно электронная форма отношений между соискателем, центром занятости и возможным работодателем не нравится и последним двум. «Ещё в прошлом году Министерство труда и соцзащиты провело пилотный проект в восьми регионах по переходу на единую цифровую платформу, – рассказал на условиях анонимности один из сотрудников центра занятости. – Для работодателя это означало открытие на указанной платформе «личного кабинет» для подачи сведений о вакансиях к нам и информации для безработного. Но работодатель не заинтересован в дополнительных затратах на содержание работника для поддержания «личного кабинета», что сразу же выразилось в цифрах. Например, если в январе 2021-го в ЦСН Волгограда поступило от работодателей 2500 вакансий, то в январе 2022-го через эти «личные кабинеты» пришло всего 19».
Кто поможет?
Теперь для безработного, особенно сельского, если он не пользуется интернетом, постановка на учёт в службе занятости обойдётся в копеечку. Надо купить смартфон, заплатить «Ростелекому» (в деревнях в большинстве случаев только эта структура является оператором Интернета. – Авт.) абонентскую плату, потом купить роутер в дом. Потом помучиться с электронной заявкой и создать резюме, умудриться прикрепить документы...
Всё решается проще: идут такие безработные за помощью в поселковые администрации, так как покупать гаджеты и прочее им просто не на что. И со временем сельская администрация превращается в своего рода филиал службы занятости. Ведь мало того, что надо подать заявление, потом придётся внимательно следить за ответами центра занятости. Пропустишь что-то – и можешь лишиться статуса безработного и пособия. Но мир не без добрых людей – в сельских администрациях, как правило, безработным идут навстречу. Вот такое неожиданное последствие внедрения «цифры» в жизнь...
Как встать на учёт в службе занятости
- Зайдите на сайт службы занятости населения Волгоградской области czn.volganet.ru.
- Нажмите вкладку «Гражданам».
- Перейдите в раздел «Инструкция по электронной регистрации в службе занятости населения». Здесь есть объяснения. Главное – оформить учётную запись на «Госуслугах».
- Учтите – признание безработным возможно только по адресу регистрации по месту жительства, то есть вакансии вам будут подбирать, исходя из прописки.
- Телефоны горячих линий всех ЦЗН региона смотрите в разделе «Гражданам».
Телефон областного комитета по труду и занятости – 8 (8442) 30-95-00; ЦЗН Волгограда: 8 (8442) 97-50-52, 8 (8442) 97-52-09, 8-995-429-29-46.
Комментарий. Пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев: «При обсуждении в прошлом году в Волгоградской областной думе упомянутых изменений в закон «О занятости населения в РФ» волгоградский уполномоченный по правам человека акцентировал внимание на том, что многие граждане не имеют возможности пользоваться госуслугами в электронной форме. У кого-то нет навыков использования информационных технологий, у кого-то – технических устройств. Кроме того, для отдельной категории жителей получение услуг в электронной форме вообще неприемлемо, так как это предполагает сохранение в интернет-пространстве их персональных данных.
Очевидно, что законодательство должно предоставлять гражданам право самостоятельно решать, будут они пользоваться цифровыми платформами или выберут привычный вариант общения со службой занятости. Однако всё же узаконена норма, предусматривающая подключение к цифровой платформе всех ищущих работу без их согласия. Это практически понуждение к использованию электронных методов взаимодействия.
Но нельзя людей силой загонять в электронное поле, не оставляя альтернативы. Это опасно и для самого государства, его нормальной работы, ведь хакерские атаки на цифровые сервисы в последнее время следуют регулярно».