Неплатежи влияют и на подготовку теплосетевого хозяйства к зиме, и на состояние городского коммунального комплекса в целом. Закон об укреплении платёжной дисциплины, принятый в 2015 году, не смог переломить ситуацию. Ответ на вопрос «что делать» искали участники «круглого стола».
Кто кому должен?
Коммунальные долги - проблема, которая исчисляется миллиардами рублей. По словам Александра Евдокименко, заместителя председателя комитета ЖКХ Волгоградской области, на 1 сентября 2016 года просроченная задолженность за энергоресурсы составила 7,1 млрд. рублей, из них долг потребителей (коммерческих организаций, различных учреждений, обслуживающих организации и население) составляет 5,9 млрд. рублей. Львиная доля задолженности приходится на управляющие компании и насчитывает 3,8 млрд. рублей.
При этом новый закон, возводящий коммунальный долг в аналог банковского кредита, по которому за просрочку платежа начисляется пени, лишь усугубил ситуацию.
«Максимальная задолженность у МУП «ВКХ» - 3,2 млрд. рублей. При этом появилась опасная тенденция - управляющие компании ответственность за погашение долгов полностью возлагают на жильцов, расклеивая на двери квартир объявления с угрозами. В этом были замечены ООО «УК Ренессанс», «УК Центрального района», «УК Ворошиловского района», - сказал председатель комиссии по ЖКХ и жилищной политике Волгоградской областной Думы Николай Лукьяненко.
А бывает, что жильцы дисциплинированно платят, вот только деньги уходят не туда. Так, в августе этого года директор УК «Жильё-46» был привлечён к уголовной ответственности за растрату 23 миллионов рублей.
Почему не платят?
По мнению Александра Эпштейна, заместителя исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, основная причина неплатежей кроется в отсутствии системности в отношениях между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг - жильцами, ресурсоснабжающими предприятиями, управляющими компаниями и расчётными центрами.
Чтобы решить проблему, необходимо исключить посредника из взаимоотношений потребителя с ресурсоснабжающими организациями. Для этого необходимо ввести прямые расчёты населения с ресурсоснабжающими организациями.
В текущем году подобный закон должен быть принят на федеральном уровне. Минуя счета УК, деньги населения будут поступать напрямую к поставщику ресурсов. Однако, исключив УК из цепочки платежей, предстоит решить проблему ухода от единого платёжного документа и упорядочить отношения жильцов и поставщиков ресурсов.
Ещё один способ решения - создание в регионе единого расчётного центра. По такому пути в настоящий момент идёт Волгоград. За текущий год на прямые расчёты, формируемые в ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда», перешли собственники 77 % многоквартирных домов в Волгограде. С 1 января 2017 года в регионе начнёт работу система «ГИС ЖКХ» - информационная платформа, призванная обеспечить полную прозрачность платежной схемы. Каждый собственник в режиме онлайн сможет увидеть движение своих средств на оплату потреблённых ресурсов.
«Недоплата населения ежемесячно составляет от 3 % до 5 %, - продолжил Евдокименко. - Эта проблема возникает из-за отсутствия финансов или из-за отсутствия имущества, поэтому предлагается два варианта решения проблемы. Это включение при тарифном регулировании резервов сомнительных долгов, чтобы покрыть безнадежную дебиторскую задолженность, либо принятие в отношении должника мер по переселению в жилые помещения маневренного фонда».
Положительным опытом назвал Евдокименко переход на новую систему оплаты тепловой энергии. Если раньше горожане платили за тепло равномерно в течение всего года, то сейчас плата за отопление взимается только в отопительный период - с октября по апрель, исходя из фактического потребления.
Несмотря на то, что рынок ЖКХ всё ещё находится в подвешенном состоянии, участники признали, что ситуация с неплатежами в регионе сдвинулась с мёртвой точки.
Другое мнение
Николай Николюк, директор ООО «Концессии водоснабжения»:
- Управляющие компании должны иметь гораздо больший уставной капитал, чем 10 тысяч рублей, которых по закону достаточно для начала деятельности УК. Получив деньги с населения, через несколько месяцев местные управляющие компании банкротятся. При этом о переводе средств на счёт РСО речи не идёт. Спустя время они открываются заново, но под другим названием. В такой ситуации ресурсоснабжающая организация просто не может получить с них деньги. Частные расчётные центры, аффилированные с недобросовестными УК, лишь ухудшают ситуацию.