В Волгограде началась обсуждаемая уже несколько месяцев «апрельская революция» - ликвидация маршрутных такси. С 15 апреля в городе официально отменено почти 30 коммерческих маршрутов, на смену которым вышли, по заверению городских властей, комфортабельные и вместительные автобусы. Однако ощутили перемены волгоградцы в первый рабочий день - 17 апреля. И восприняли эту «реформу» по-разному. Впереди - еще две волны ликвидации микроавтобусов. С какими проблемами столкнулись горожане уже сейчас и что пишут в социальных сетях о новой транспортной схеме - в материале «АиФ-Волгоград».
Да здравствует бесплатный проезд?
«Как добирались сегодня до работы, волгоградцы?» - таким вопросом 17 апреля начались беседы во многих крупных пабликах.
Для жителей Кировского района утро началось с давки в автобусе, и это в лучшем случае.
Корреспондент «АиФ-Волгоград», к слову, решил испытать нововведение на себе и в утренний час пик - ранее 7 утра - уехать с остановки «Авангард». Попытка «увенчалась» провалом - еще курсирующие маршрутки прошли мимо переполненными - многим пришлось везти пассажиров уже отмененных рейсов. А втиснуться в автобусы, забитые до предела, показалось просто опасным. Район, и без того каждое утро переживавший транспортный коллапс, оказался в самом незавидном положении.
Как выяснилось, уместиться в автобус и впрямь было небезопасно.
«Сегодня в семь утра проехался с Красноармейска до Ленты в Советском на 77 автобусе, - написал пользователь одной из соцсетей Алексей Гаврилов. - Ладно бы сидячие места отсутствовали уже после Юбилейного, но после Бульвара Энгельса стоять было проблемно. Что начало твориться в Кировском - это ад. Как стояли люди в середине салона в этом кармашке, куда по идее коляски должны закатывать, я не знаю. Выйти вообще не получится, человека три просто проехали свои остановки, даже подойдя заранее к дверям и нажав кнопки оповещения (водителю же лень все двери открыть), остальные не могли физически отойти немного (хоть бы на остановках спускались на улицу и вновь заходили, но благо не перевелись ещё адекваты), приходилось щемиться по ногам и всем частям тел».
«В Красноармейском и Кировском двери просто не закрывались», - подтверждает Виктория Кудрявцева.
Анастасия Журавлева: «У меня сын сегодня с трудом на работу доехал. Живет в Красноармейском, а работает в Дзержинском. Раньше на 80а спокойно доезжал, а теперь с пересадками и платить больше».
«Вот это я сегодня прокатилась на этих развалюхах-автобусах. У автобуса сломались двери. Открылись прямо на ходу. Всех высадили. Деньги за проезд не отдали. Пришлось ждать троллейбус. Проезд обошелся в 2 раза дороже», - пишет другой пользователь.
Маргарита Филиппова: «Я чуть не сдохла ехать на вашем прекрасном 95 автобусе! Дышать нечем! Людей битком, жаль не на крыше. Я аллергик с астмой, до сих пор иду задыхаюсь, отдышаться не могу! Всем такого же «прекрасного» дня и здоровья «богатырского».
Джабраил Гендаргно: «Теперь мало того, что набиты, так едут как черепахи».
Виталий Миронов: «Хотели отмены маршруток на удобный, комфортный и безопасный транспорт -получайте. Теперь на работу за 2-3 часа выходить будете, чтобы добраться вовремя!»
Дмитрий Кучко: «А теперь все дружно представляем июль-месяц в Волгограде. Жара +40, 70+ человек в автобусе, сплит либо опять сломан, либо не справляется, окна открыть не разрешают, мужики потеют и источают ароматы июля, дамы падают в обмороки, бабульки сидят довольные со своими баулами. Романтика».
«Товарищей по несчастью» у жителей южной части города оказалось немало, хотя во многих других районах ситуация в час пик была чуть менее напряженной.
Но тем, мимо кого автобусы следуют хотя бы переполненными, некоторые волгоградцы еще позавидуют.
«Ваш общественный транспорт не доходит до самых окраин нашего города, а маршрутки отменили, - пишет Алла Нестеренко. – Кировский район: Отрада, Хохлы, Сталинский, Капустная балка. От остановки «Лавровая» 3 километра пешком с пакетами, с детьми, без тротуаров, а если есть, они в таком состоянии, что ноги переломаешь, а весной и осенью утонешь».
В мэрии уверяют, что такие вопросы, как и ряд других, будут решаться по мере введения схемы. Сейчас для обращений открыт специальный номер - 8 (8442) 23-31-60.
Кстати, жалуются горожане не только на дискомфорт и отсутствие сообщения с отдаленными территориями. Кто-то опасается процветания преступности.
«Привет, Совок! Обнимашки в автобусе и «щипачи» по карманам и сумкам! Стоять в душном 77 всю дорогу до Невской! Консервы», - пишет Галина Петрова.
А у кого-то опасения и посерьезнее. «Вот террористам раздолье - переполненные автобусы», - отмечает пользователь Юлия Фролова.
Евгений Образцов: «Ввели бы общественный транспорт в дополнение к текущему, народ бы сам на «удобноту» перешел - загнулся бы маршруточный бизнес там, где пустили общтранс, конечно, если он лучше маршруток стал бы для подавляющего большинства».
Еще одна больная тема для волгоградцев – «бесплатная пересадка», которую начали тестировать с 17 апреля. Городские власти обещают, что билет обойдется дешевле, чем два на разные автобусы, если пересесть с одного на другой удастся в течение часа. Но и при этом стоить он будет 30 рублей, что в большинстве случаев дороже беспересадочного проезда на маршрутке.
Маргарита Филиппова: «Нет у меня такой зарплаты чтоб каждый день ездить с пересадкой такой. Просто нет».
Акакий Веточкин: «Вот только сараи (автобусы - прим. «АиФ-Волгоград») ползут так, что пересадка с Красноармейского в центре будет платной, т.к. за час он туда не доедет».
Яна Горячева: «Дозвонилась туда (на «горячую линию» мэрии - прим. «АиФ-Волгоград»), правда, далеко не с первой попытки. Сказали, мои пожелания по поводу увеличения времени как минимум до 90 минут и обещанной бесплатной пересадки передадут. Куда, правда, не известно».
Не обошлось в лагере противников автобуса без юмора и даже «проклятий».
Дмитрий Кучко: «Катайтесь на здоровье. Искренне желаю вам проехаться на 77 автобусе в июле в +40 от Юбилейного до ТРК Комсомолл в полдень. Удачи».
Антон Марченко: «А что, комфортный транспорт - в полный рост стоят, не то что в маршрутке сидя».
Татьяна Андреева: «Пора знакомиться с бабушками, которым утром срочно надо на другой конец города. Они точно знают все альтернативы».
Марина Абакумова: «Кто там был против маршруток? Не забывайте улыбаться, когда едете в комфортабельном автобусе!»
Олечка Барашшшка: «Зато бесплатно, кондуктор просто не пройдет в такой давке».
Илья Каштанов: «Да здравствует халявный проезд в автобусе!» И кстати, как и в каждой шутке, тут есть доля правды - немало волгоградцев уже прокатились «зайцем».
«Это должно стать переменами к лучшему»
Но огорчились в связи с отменой маршруток в Волгограде не все. И у лагеря «за» - свои доводы.
«Мне просто интересно... А на маршрутках в час пик что, никто попой в окно не стоял?» - удивляется пользователь Ирина Ермошина сообщениям о давке.
Михо Виноградов: «Народ сейчас напоминает дрессированного пони, которому просто переставили миску с одного угла в другой».
Violan Devis: «Со временем сделают выделенные полосы для общественного транспорта и нормальные дороги. Общественный транспорт 100 % лучше маршруток. Просто нужно привыкнуть. Но организация всего этого очень страдает. Автобусы должны подходить на остановки каждые 1-2 минуту. Вот тогда все будет отлично».
Игорь Кравченко: «Ну в принципе, идея с переходом на общественный транспорт выглядит хорошей, но она явно потребует доработки под условия Волгограда. Но все же это должно стать переменами к лучшему».
Александр Козинский: «В Москве же такой принцип неплохо работает. В Волгограде местные тоже потупят, поноют, но вскоре привыкнут».
Тайлер Дерден: «А мне как автомобилисту гораздо комфортнее на дороге без маршруток».
Дмитрий Козлов: «Я не пойму, что тут такого? Всегда плачут: вот в Москве метро... а вот в Питере... А в Казани... А вы ездили в московском метро в час пик? Я ездил. И там ситуация еще похлеще. Так что ничего страшного тут нет. Стоять в общественном транспорте - это норма! Всем сидеть не получится!»
На многие доводы у волгоградцев есть вполне резонные возражения.
Ольга Прохорова: «Была в Питерском метро... Да стоят, но маршрутки у них есть, у людей есть возможность выбора».
Полина Белозубова: «Сейчас в меня камни полетят. Вот как мама маленького ребенка я поддерживаю автобусы. И влезть можно всегда. И когда еще с коляской были - с ней даже в пустую маршрутку не полезешь. Бывают, конечно, и индивиды... А так, с Дар Горы в центр в час пик только с пересадками. Теперь есть больше вариантов на автобусах, так как маршрутки идут мимо и *опами из окон машут».
Совместные поездки
Но волгоградцы не только «ноют», как раздраженно отмечают сторонники новой транспортной схемы. Горожане ищут и радикальные варианты корректировки транспортной системы, и альтернативные варианты передвижения по городу.
Игорь Кравченко: «Получается, что проблема именно в выборе транспорта? То есть, если всю платежную систему оставить, но вместо автобусов закупить новые качественные маршрутки и привязать их к муниципальной собственности, а не к частным лицам, то проблему общественного транспорта это сможет здорово разрешить?»
Игорь Радаев: «Еще, кстати, есть такое понятие, как совместные поездки на такси. Во многих городах пользуются, можно и в Волгограде начинать потихоньку вникать в детали этой системы. Вывод прост: надо реально переходить на сервисы подвоза людей или совместное такси. Иначе ад. Или переезжать в дома и квартиры в пешей доступности от работы».
Такие предложение о совместных поездках, так же как и простые добровольцы, готовые подвезти попутчиков, уже появляются в сетях. Так что масштабная транпсортная проблема и расколола, и сплотила город одновременно.
Отметим, что некоторые маршрутки в рамках первой волны их ликвидации сохранен, еще часть маршрутов скорректирвоана после обращений горожан. Ознакомиться с дальнейшим графиком ликвидации можно здесь и в дальнейшем высказать свои пожелания по «горячей линии».