(обновлено )
Примерное время чтения: 6 минут
659

Иначе жить не мог. Чем мы обязаны изобретателю Иночкину?

В память об изобретателе выпустили почтовую карточку.
В память об изобретателе выпустили почтовую карточку. Википедия

15 ноября исполняется 120 лет со дня рождения Ивана Иночкина - изобретателя, автора и создателя первой в Советском Союзе автоматической линии в машиностроении. Его можно назвать нашим Генри Фордом. Но немногие знают, что начинал он свой путь, получив три класса образования в сельской школе. Как этот неординарный человек прошел путь от деревенского самородка до Заслуженного изобретателя РСФСР, - в материале vlg.aif.ru.

Пешком к цели

Родился Иван Иночкин 15 ноября 1903 года в селе Антиповка. В те годы – Саратовской губернии, в наши дни – Камышинского района Волгоградской области. Семья была многодетной, отец – простым рабочим. Он может быть и хотел дать сыну достойное образование, да не смог – погиб в годы Первой мировой войны. Потому, окончив три класса сельской школы, мальчишка сначала начал работать наравне со взрослыми в родной Антиповке, а затем, едва ему исполнилось 17 лет, устроился на рыбные промыслы в Астрахани.

В 1925 году Ивана призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Здесь обратили внимание на его любознательность, живой ум и склонность к изобретательству и направили парня в школу оружейных мастеров в Ленинград, который тогда только-только получил свое новое имя. Параллельно парень окончил рабфак, а, отслужив в армии, вернулся на родину, только не в село, а в город Камышин, где работал на лесозаводе. Но, услышав, что в Сталинграде строится новый завод, пешком прошагал больше 150 километров, чтобы начать работать на передовом по тому времени производстве. И получил первое назначение – грузчиком.

Впрочем, Иван был согласен и на это, лишь бы быть причастным к грандиозному строительству. Но едва открылся ремонтно-механический цех, стал просить, чтобы его приняли туда слесарем-гидравликом. Руководство согласилось, и с тех пор началась творческая деятельность будущего изобретателя.

Технологический прорыв

Он постоянно что-то усовершенствовал.

«Ему, например не давало покоя, когда он видел, что квалифицированные рабочие были вынуждены тратить свое время и физические силы на переноску деталей, которые обрабатывали на семи станках, от одного к другому», – рассказывают в Антиповской сельской библиотеке, где хранят память о своем знаменитом земляке.

Сам Иночкин так обрисовал свои творческие устремления в стихах: «Сквозь толщу невежества мы пробирались, шлифуя свой ум благородным трудом».

Говорили, что на изготовление первой в истории СССР автоматической линии изобретателя натолкнула картина Чарли Чаплина «Огни большого города». К тому времени, как она была сконструирована, его уже освободили от обязанностей слесаря. Все свои силы он отдавал изобретательству и рационализаторству. Прежде разрозненные станки он с помощью технологов и рабочих выстроил в одну линию и соединил их транспортерами, по которым передвигались детали без какого бы то ни было вмешательства человека.

Это сейчас такая технология воспринимается как сама собой разумеющаяся. А тогда автоматизация процесса производства стала настоящим прорывом – линию, которая выпускала ступицы для 300 тракторов в сутки, обслуживали всего два человека вместо семи. Они загружали ее заготовками и контролировали качество обработки. Остальное делали машины.

Когда линию сдали через год в эксплуатацию, на ней за час производилось 75 деталей вместо прежних 25.

Бутылкометателем - по танкам

С началом войны вместо тракторов на заводе стали выпускать продукцию, необходимую для фронта. Иван Иночкин откликнулся на этот призыв как изобретатель и создал мортиру для метания бутылок с зажигательной смесью в броню вражеских танков с расстояния 75-100 метров (тогда как человек мог метнуть такую бутылку максимум на расстояние 25-30 метров). Сегодня ее оценивают как предшественника современных фугасных огнеметов и подствольных гранатометов. Мортиру можно назвать экзотическим образцом оружия.  Бутылкометатели Иночкина приняли на вооружение и выпускали на заводе «Баррикады». В ходе боев за Сталинград бойцы активно применяли это приспособление, крепя его на ствол винтовки Мосина.

мортирка Иночкина, бутылкометатель Иночкина
Бутылкометатель Иночкина. Фото: Центральный музей ВС РФ

За годы Великой Отечественной войны бутылками с зажигательной смесью было уничтожено 2429 танков.

Сталинскую премию так и не получил

Когда в Сталинград пришли вражеские войска, тракторный завод сильно пострадал. После окончания битвы изобретатель, как и остальные жители города, участвовал в его восстановлении. А в 1948 году его назначили главным конструктором отдела автоматизации и механизации завода. Уже в этом качестве он продолжил работать над тем, чтобы избавлять человека от тяжелой работы, перекладывая ее на плечи машин.

Оставив работу в связи с пенсионным возрастом, Иночкин продолжал приходить на завод – уже как наставник. Его не стало в 1978 году. В честь изобретателя к 110-летию со дня рождения была выпущена почтовая карточка. На доме на улице Льговской, 14, на севере Волгограда, где жил изобретатель, разместили мемориальную табличку. Надпись на ней гласит: «В этом доме жил создатель первой в СССР комплексно-механизированной линии на Сталинградском тракторном заводе Иван Петрович Иночкин».

На доме на улице Льговской, 14, где жил изобретатель, разместили мемориальную табличку.
На доме на улице Льговской, 14, где жил изобретатель, разместили мемориальную табличку. Фото: 2gis.ru

В числе наград, которых он удостоен – орден «Знак Почета», несколько медалей, с том числе, «За трудовую доблесть». Только вот Сталинскую премию представленный к ней в 1940 году изобретатель и стахановец не получил. По какой причине – неизвестно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах