Примерное время чтения: 3 минуты
665

Функция распознавания лиц в школе. Как «большой брат» разозлил родителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Нижнее Поволжье №49 02/12/2020
Не все родители готовы отдать ребёнка под присмотр «Большого брата».
Не все родители готовы отдать ребёнка под присмотр «Большого брата». / Виктор Яшуков / АиФ

Технические новшества, которые появились в нашей жизни вместе с коронавирусом, пришлись далеко не всем по вкусу.

Так, в Волгограде родителей шокировали установленные в школах при входе электронные надзиратели в виде тепловизоров с функцией бесконтактного измерения температуры и распознавания лиц. Почему в конфликт была вынуждена вмешаться прокуратура, узнавал «АиФ»-НП».

Большой брат смотрит на тебя

Родители учащихся из трёх учебных заведений Волгограда – школ № 3 и 78, а также гимназии № 16 – обратились с жалобами к волгоградскому уполномоченному по правам человека. Мам и пап возмутило, что администрации образовательных учреждений не предоставили им полной информации о нововведениях.

Родители настаивали: использование аппаратуры с функцией распознавания лиц без информирования о целях, задачах, порядке хранения и использования персональных данных – это нарушение действующего законодательства РФ. Взрослые указывали и на то, что они как законные представители несовершеннолетних согласия на такое не давали.

«Мам, на нас сегодня уставился какой-то шар с большим глазом, когда я заходил в школу», – вспоминает эмоции сына-второклассника волгоградка Анастасия К. – На следующий день я сама пошла в школу и увидела установленный тепловизор. Мимо него гуськом проходили ребята, а охранник следил за процессом на мониторе. Первым чувством стало неприятие того, что за тобой следят, как за преступником. Возникает вопрос: почему школа становится режимным объектом?!»

Всё только начинается

Надо сказать, что Анастасия не одинока в своих претензиях. В других школах региона на входах установлены рамки металлодетекторов, как, например, в средней школе № 22 Волжского. Родители детей, что обучаются здесь, также пытаются через надзорные органы выяснить правовую обоснованность установки такой конструкции.

Однако в ходе проверки, проведённой уполномоченным по правам человека в Волгоградской области совместно с органами прокуратуры, выяснились вроде бы утешительные для родителей подробности. Выяснилось, что использование тепловизоров осуществляется только для измерения температуры тела без идентификации лица. Полученная в процессе измерения температуры видеоинформация не используется, не обрабатывается и не хранится. Поскольку распознавание лиц и прочих биометрических данных учащихся не осуществляется, получения согласия родителей на обработку персональных данных не требуется.

Но мам и пап это не успокоило.

«Пока это так, – рассуждают они. – Но раз функция распознавания человека по биометрии заложена в тепловизор, она под любым предлогом может быть активирована, причём без всякого согласия, как было с термометрией! Мы все хорошо понимаем, насколько важно сейчас беречь детей и что измерять температуру при входе надо обязательно. Но почему это не делают так, как на вокзалах, в торговых центрах и т. д., просто прикладывая к руке специальный градусник? В наше неспокойное время, когда любые персональные данные, включая биометрические, могут попасть в руки кого угодно, стать предметом купли-продажи или ещё чего похуже, становится жутко за детей».

Однако, как бы ни переживали родители, процесс, похоже, не остановить. В планах правительства во всех 43 000 российских школ установить онлайн-камеры с функцией распознавания лиц. Цель благая – помочь защитить детей. Но чем эта мера обернётся на практике и чего даст больше, вреда или пользы, пока большой вопрос.

Комментарий
Пресс-секретарь уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрий Корзеев: «Подобная реакция волгоградских родителей – а к волгоградскому уполномоченному по правам человека поступило более двух десятков жалоб на установку тепловизоров – вполне объяснима. Люди не желают вторжения в их приватное поле, завладения их персональными данными, не хотят, чтобы их контролировали, используя цифровые технологии. Перспектива отдать ребенка не обычному педагогу, а под холодные зрачки телесканеров устраивает далеко не всех».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах