Примерное время чтения: 8 минут
392

Дикий рынок. Почему местные производители не могут пробиться в магазины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Нижнее Поволжье №17 24/04/2019
Волгоградские потребители гадают, что же произошло с яйцом.
Волгоградские потребители гадают, что же произошло с яйцом. / Олеся Ходунова / АиФ

Умудрённые опытом хозяйки начали готовиться к Пасхе за несколько недель - закупали продукты впрок, пока они к празднику резко не выросли в цене. В этом году волгоградки переживают особенно - не так давно цены на яйца в волгоградских магазинах за считаные дни выросли почти вдвое. Правда ли, что виноваты в этом скачке были сетевые магазины и почему местным производителям иной раз легче выйти на зарубежные рынки, чем на волгоградский, разбирался «АиФ»-НП».

Не простое, а золотое

Подорожание яиц до 90 руб. было тем более странным, если учесть, что в регионе есть свой крупнейший производитель ценного продукта - агрофирма «Восток».

Но, оказывается, это ничего не решает. На такой вывод наводят результаты проверки, проведённой региональным управлением антимонопольной службы по «яичному» вопросу.

Выяснилось, что в декабре 2018 года местные производители повысили отпускные цены на яйца разной категории на 29% - 33%. 

«Связано это было с ростом стоимости кормов, электро-энергии и топлива, - поясняли в ведомстве. - Кроме того, на розничные цены повлияло большое количество посредников, ведь основной объём оптовых продаж идёт через них».

В ходе проверки в регионе были выявлены две посреднические фирмы с наиболее крупным объёмом поставок в торговые сети. Оказалось, что свои отпускные цены в декабре 2018 года они увеличили на 25% - 57%, и это дополнительно к цене производителя. Отсюда и рекордный скачок.

Наказать за подобное нельзя. По закону, если выручка подобных посредников не превышает 400 млн руб. за год, то оснований для мер реагирования у антимонопольщиков нет.

Малый бизнес душат?

Если скачок цен во многом произошёл по вине перекупщиков, то почему сетевики по большей части сотрудничают с ними, а не с товаропроизводителями? 

- Во-первых, сетевики требуют от фермера продать товар по заниженной цене, а сами потом реализуют его по завышенной, - объясняет председатель совета директоров АО «Агрофирма «Восток» Владимир Струк. - К примеру, в декабре 2018 года мы продавали яйца максимум по 43 руб. А в магазинах цена доходила до 90 руб.! Во-вторых, сетевики сильно задерживают платежи фермерам - отсрочка занимает от месяца и более. Получается, производителю нужно брать кредит, чтобы закупать корма, платить зарплату работникам, выплачивать налоги, а в это время его деньгами пользуются сетевики. В-третьих, отпугивает вопрос логистики. Фермеру сначала нужно везти товар в логистический центр в Волгоград, откуда он потом будет распределён по всем районам. Перевозки становятся неэффективными и затратными, но сетевики настаивают на них. В-четвёртых, магазины часто проводят акции, но делают они их исключительно за счёт поставщика - просят, к примеру, продать продукцию вдвое дешевле. Считаю, что затраты с торговлей мы должны делить поровну, ведь иначе производитель теряет прибыль. 

Фермеры, по словам Владимира Струка, на такие условия сетевиков не идут, а вот посредники соглашаются. Им куда проще - у них производства нет.

Сетевой диктат

Не получается сотрудничать с сетевиками и у производителей мяса. 

- Когда мы пытались выйти в сетевые магазины со своей мясной продукцией, нам предложили неприемлемую цену, - говорит директор ООО «Становское» Владимир Черничкин (Нехаевский район).

- Сказали, что если возьмут товар по цене, которая устроила бы нас, то даже с накруткой не продадут его, не заработают. Их накрутка составляла порядка 40%. Получается, что сетевики диктуют свои правила и уничтожают малую торговлю. Так мы скоро останемся без мелкого сельхозтоваропроизводителя, без того, кто держит деревню. 

Сейчас производители продолжают искать пути выхода из ситуации. Так, Владимир Черничкин под брендом «Дело в мясе» открыл несколько небольших магазинов в области.

Агрофирма Владимира Струка также работает через небольшие магазины и свои фирменные точки. «Есть ещё одна задумка - сделать передвижные магазины. Мы готовы предложить покупателям товар на 20-30-50% дешевле, чем сетевики», - отмечает Струк.

Приручить рынок

Между тем небольшие магазины погоды в целом, конечно, не делают. Вопрос вхождения в сети остаётся открытым и болезненным. Попытка его решить - это открытие в прошлом году в Дзержинском районе Волгограда торгово-выставочного комплекса «Волгоградское качество».

Крупный распределительный центр должен был, как планировали региональные власти, продвигать продукцию местных не только в наши торговые сети, но и за рубеж. Комплекс услуг здесь предоставляют большой, начиная от выставочных стендов и заканчивая формированием партий для поставок. Кое-что уже удалось: так, в 2018 году центр заключил 47 договоров с местными производителями. Сейчас таких партнёров уже 60. 

- Такой центр - это один из вариантов выхода из сложившейся проблемы с сетевиками, - убеждён Владимир Струк. - С ним выгодно работать, там условия более приемлемые - три дня расчётов за продукцию и т.п. Он может обеспечивать продукцией закрытые учреждения Волгограда и области, а это немалый объём поставок.

- Я считаю, если хотим получить доступный для покупателей продукт, власти должны предоставить фермерам магазины с минимальными ставками по аренде, - предлагает свои варианты выхода из ситуации Владимир Черничкин.- Или, к примеру, сделать так, чтобы сетевики отдавали 30% от своей площади по льготной аренде фермерам. В своё время нас убеждали, что рынок всё сам расставит по своим местам. Но это не так: рынок, если его не регулировать, остаётся диким.

В доказательство мнения агрария можно привести очередной ценовой парадокс: обычная капуста на волгоградских прилавках дошла до 70 руб. за кг, урожая нынешнего года - до 85 руб. Со славой всероссийского огорода, которую имеет наш регион, эти цифры как-то не очень вяжутся...

Мнение эксперта

Карен Туманянц, кандидат экономических наук:

- На мой взгляд, всё выглядит не совсем так, как описывают товаропроизводители. Во всём мире так складывается, что производителей намного больше, чем торговых сетей и прилавков в них. Магазину всё равно, чей товар будет на его полках, главное, чтобы он продавался. Заработок идёт на торговой наценке. Так что никакого заговора против мелких товаропроизводителей нет. Просто когда торговая сеть начинает выбирать, с кем сотрудничать, то руководствуется несколькими критериями. Цена - кто предложит ниже, у того будет преимущество. Второе - объёмы поставок. У небольших производителей есть с этим проблемы. Торговой сети проще получить огромную фуру от мясокомбината, принять несколько тонн колбасы и развезти товар по своим магазинам. Мелкие предприниматели привозят мелкие партии товара, поэтому приходится заключать договоры с несколькими мелкими фирмами. Это не очень удобно, затратно; встают вопросы упаковки, качества, стабильности.

Торговая сеть делает наценку, но всё-таки продаёт товары не в два-три раза дороже, как принято считать. Сетевики не заинтересованы сильно задирать цены, иначе покупатели не будут брать товар.
 Что делать в этих условиях мелким производителям? Открывать свои небольшие магазины, объединяться с коллегами, производить эксклюзивный товар.

У людей сложилось впечатление, что любой посредник - это плохо, он ничего не делает, только цены накручивает. Но это не так.

Посредник - это не просто «купил дешевле, продал дороже». Это склады и транспортировка товара, это укрупнение партии. 

Он приезжает на предприятие, забирает у него  товар, и дальше производитель голову не морочит, занимается своим делом. С тем же яйцом: посредник объезжает несколько птицефабрик и забирает у них продукцию, с такими объёмами сетевики уже готовы работать. Но перекупщик не может работать бесплатно, он также несёт расходы за топливо, аренду помещений, платит зарплату сотрудникам и т.п.

Поэтому нельзя сказать, что посредники - это заклятые враги. Перегибы с их стороны, конечно, бывают, но обойтись без них рынок не может.

Особый взгляд

Анатолий Рыбин, предприниматель, основатель компании Nectaria:

- Наша компания производит взбитый мёд с добавлением измельчённых ягод и орехов. Сначала мы продавали продукцию через небольшие магазины и сайт. Чуть позже вышли на зарубежный рынок: так, в начале 2018 года отгрузили свою продукцию в 100 магазинов Японии, в Осаку и Токио. Самое удивительное, выйти на японский рынок было проще, чем в магазины Волгограда. Японцы сами нас нашли. Помогали нам выйти на зарубежный рынок Российский экспортный центр и региональный Центр поддержки экспорта. И только недавно мы вошли в сетевые магазины в Волгограде. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах