Примерное время чтения: 11 минут
16047

Влюбленность допустима? Психотерапевты о романах подростков с учителями

Психотерапевты отмечают: излишняя демократия, когда «продвинутый» учитель  становится едва ли не «своим парнем», опасна. Ученик должен всегда помнить о субординации.
Психотерапевты отмечают: излишняя демократия, когда «продвинутый» учитель становится едва ли не «своим парнем», опасна. Ученик должен всегда помнить о субординации. www.globallookpress.com

Скандалы, связанные с романами учителей со старшеклассниками, в последнее время не раз попадали в поле зрения СМИ. Педагогам такие истории с несовершеннолетними грозят уголовной ответственностью. А какие последствия они имеют для самих подростоков, кто может оказаться в такой ситуации и как учителям реагировать на излишнее внимание учеников?  Об этом «АиФ-Волгоград» поговорил с сотрудниками детской клинической психиатрической больницы.

Болезнь или безответственность?

В случае, когда объектом сексуального внимания взрослого становится малолетний ребенок,  мы с уверенностью  говорим о психическом расстройстве  -  педофилии. Но если речь идет о старшекласснике, то так обстоит дело здесь?

«Взрослые люди идут на такую связь с подростками по двум причинам,  - говорит сексолог Борис Мостовский.  - Это может быть психическое нарушение  - эфебофилия, то есть влечение к девушкам и юношам переходного периода,  еще явно несозревшим. Именно такие чувства описываются в романе «Лолита» Набокова. Но не всегда мы имеем дело с патологией. Иногда просто не срабатывают моральные нормы. Бывает, что у  человека расширены границы возраста тех, к кому он может испытывать влечение, и в зону внимания попадают 16-летние подростки, которые в наше время порой выглядят далеко не на 16. Тут взрослый, особенно если речь идет об учителе, должен вспомнить о свой роли, проявить ответственность. Но не всегда он поступает так».

«Отфильтровать»  всех подозрительных учителей при приеме на работу не всегда возможно, иногда наклонности не дают знать о себе так явно. При этом специалисты утверждают: в зоне риска оказываются школьники, у которых нарушено восприятие семейных ролей, не сформированы психологические границы. Правильная иерархия отношений, заложенная в семье, способна стать своего рода профилактикой подобных «романов»  для ребенка.

Влюблённость допустима

Платоническую влюбленность в учителя переживают многие ученики. И это, по мнению специалистов, нормально. Если учитель становится для подростка кумиром, высоким идеалом, эти чувства зажигают в нем огонь творчества и желание учиться, то это правильное направление. Бить тревогу и сразу бороться с этим нет необходимости.

В зоне риска оказываются школьники, у которых нарушено восприятие семейных ролей, не сформированы психологические границы. Правильная иерархия отношений, заложенная в семье, способна стать своего рода профилактикой подобных «романов» для ребенка.

«Влюбленность в учителя на платоническом уровне, конечно, может быть. И тут преподавателю следует быть очень аккуратным, -  говорит психотерапевт Сергей Ивашов. - Если мы примемся это исправлять какими-то карательными мерами, то можем причинить подростку большую травму своим участием в этой коллизии. Должно быть хорошее, доброе участие в жизни ученика в любом случае».

 В такой ситуации важная задача для преподавателя  -  оставаться в своей роли и не спускаться на другую позицию. Строгая иерархия в школе, соблюдение  субординации «ты -  ученик, я -  учитель» должны быть всегда. Излишняя демократия, когда «продвинутый» учитель становится едва ли не «своим парнем», опасна, считают психотерапевты. Такие условия могут способствовать тому, что чувства и намерения в адрес учителя получат развитие не в том направлении.

Роман за «пятёрки»

Формально причины, по которым подростки соглашаются на близость с учителем, могут быть разными. К примеру, возможность получать хорошие оценки. Однако на деле под ними всегда скрыты другие мотивы.

 «Ведь кто требует хороших оценок от ребенка? Родители, -  отмечает психотерапевт Людмила Мостовская. - Получается, подросток таким образом  адаптируется к ситуации. В этих обстоятельствах он жертва, заложник обстоятельств. Всегда надо предъявлять к ребенку требования, соответствующие его возможностям».

Вовлеченными в подобные сексуальные отношения  рискуют оказаться подростки, которые не чувствуют родительской любви.

«Вот ребенок, на него никто внимания не обращает. Мама где-то занята, папы, например,  вообще нет. И тут на него учительница обратила внимание. Он считает: это же как повезло. Он ощущает себя счастливым, любимым, нужным, плюс бонус хороших оценок как логические оправдание», -  поясняет Борис Мостовский.

Платоническую влюбленность в учителя переживают многие ученики. Если учитель становится для подростка кумиром, высоким идеалом, эти чувства зажигают в нем огонь творчества и желание учиться, то это правильное направление. Бить тревогу и сразу бороться с этим нет необходимости.

Еще одна легкая мишень  -  подростки, у которых не обозначены четко роли взрослых.  Эта база должна закладываться в семье.

«Если семья правильно сформирована: мама есть мама, папа есть папа, у каждого своя традиционная роль, ребенок  уважает родителей и соблюдает субординацию, то он с детства интуитивно чувствует чистоту отношений, дифференцирует их, в том числе и отношения «ученик-учитель», -  говорит Людмила Мостовская. - Если к отношениям начинает примешиваться что-то лишнее, он поймет,  что это неправильно. Для него это будет ненормально, будет противоречить той базе, что у него заложена.

Но вот, например, мальчику 13 лет, а он спит с мамой. Такая ситуация есть в нашей практике. Какая тут может быть норма у ребенка? И какие бы ему лекции мама при этом не читала, что он видит?»

Психотерапевт Елена Башмакова подчеркивает,  что правильная обстановка в семье поможет ребенку не только распознать тревожные сигналы, но и защитить себя.

«Важна не только иерархия отношений, но и чтобы ребенок ощущал себя принятым, - говорит врач. - Ну подросток он, ну взъерошенный, недовольный, но все равно понимает, что в семье его принимают, понимают, любят любым и уважают его личность. В случае странных предложений со стороны взрослого такой ребенок сможет поделиться этим с родителями или сам сможет выразить несогласие и отстоять себя. Это полезно и в отношениях  со сверстниками».

При этом сексолог Борис Мостовский подчеркивает: подросток, вступая в связь с учителем, понимает, что это созависимость, что вторая сторона также уязвима. Он в этом случае уже не пассивный участник. И если база потребностей сформирована с определенным дефектом, он может пойти на этот «союз» в своих интересах.

Никто не пострадал?

Нередко можно услышать мнение о том, что в романах учителей и подростков искать пострадавших не стоит. Старшеклассники в наше время «и сами хороши», «они уже не дети, какая там психологическая травма». 15-летние парни, закрутившие роман с учительницей, и вовсе становятся героями в своем окружении.

Но специалисты утверждают: такие эпизоды не проходят бесследно, нарушается сам сценарий жизни ребенка.

Чтобы научиться  любить и создавать полноценные отношения, нужно своевременно пройти  все три стадии формирования либидо  - платоническую – эротическую – сексуальную, уточняют психиатры. Если ребенок перескакивает через одну или две ступени, это влияет на дальнейшее формирование жизни.

Ребенок получает «запретный плод» и думает, что на самом деле все можно. Не исключено, что такое восприятие в дальнейшем позволит ему преступать другие границы, в том числе в семейных отношениях.

«Допустим, ребенок хочет шоколадку,  денег ему не дают, а старший товарищ подсказывает: заходишь в магазин, незаметно кладешь ее в карман и входишь,  - приводит пример Борис Мостовский. -  Сделал -  получил. Ему теперь не нужны деньги, не нужно зарабатывать, он исказил свою «линию жизни». Он стал профессиональным вором, и это уже не тот человек, который мог бы стать, к примеру, успешным математиком, физиком, космонавтом.

Эта облегченная «линия жизни» близка к наркомании, а целью может стать только потребление. Еще пример: на экзамене даем ученику шпаргалку, а потом оказывается, что он не умеет думать. Если без метафор -  в дальнейшем человек может не ощущать насыщения от отношений,  бесконечно вступать в брак и разводиться и не понимать, в чем же дело».

Школьник получает «запретный плод» и думает, что на самом деле все можно. Не исключено, что такое восприятие в дальнейшем позволит ему преступать  другие границы, в том числе в семейных отношениях.

При этом сами подростки в таких ситуациях действительно могут не ощущать себя пострадавшими, но определённый психологический излом все же останется.

Если проявление чувств подростка к учителю выходит за пределы субординации, такие сигналы лучше не игнорировать, считают специалисты. Не нужно стыдить и ругать, но обозначить: я твой учитель, я хорошо к тебе отношусь как твой преподаватель, и давай соблюдать эту дистанцию.

«Он даже на это не пожалуется, но это откликнется в дальнейшей жизни. Ведь нарушен глобальный «иммунитет» человека», - говорит Сергей Ивашов.

Другая сторона

Современные школьники ведут себя по-разному, и оказаться в неловкой ситуации рискуют в том числе сами учителя. Если проявление чувств старшеклассника выходит за пределы субординации, такие сигналы лучше не игнорировать, считают специалисты. Мнительные подростки, не получив явных возражений, могут истолковать это молчание как знак того, что преподаватель воспринимает такие знаки внимания нормально.

Психотерапевты рекомендуют сразу дать понять ребенку, что его поведение не осталось незамеченным и строго с позиции учителя разъяснить, что это неприемлемо. Не нужно стыдить и ругать, но обозначить: я твой учитель, я хорошо к тебе отношусь как твой преподаватель, и давай соблюдать эту дистанцию.

«Это те моменты, которые молодым учителям толком не преподают, а в наше время это нужно. Это в общем-то техника безопасности и охраны труда», - говорит Борис Мостовский.

«Папа спит на кухне»

Психотерапевты отмечают, что основной сценарий взрослой жизни человека формируется в возрасте 3-6 лет. Если в семье нормально отправить папу спать в другую комнату, потому что он храпит или потому что сын или дочь захотели лечь с мамой, то у ребенка представление о ролях, в том числе и своей, уже формируется с дефектом. В дальнейшем это частично поддается коррекции, но нелегко. И, помимо помощи врача, необходимо, прежде всего, участие родителей.

«Если в семье все гармонично, подросток сможет сказать о том, что его беспокоит. Но ведь бывает, что родители, как страусы: голову в песок, ничего не вижу, ничего не знаю», -  говорит Людмила Мостовская.

Врач Елена Башмакова подтверждает: «Сейчас в обществе сдвинулись приоритеты, все бегают с бешеными глазами, зарабатывают деньги, забывая, что можно просто сесть и поговорить с ребенком. Почему он у вас за компьютером сидит сутками? Где он пропадает? Что его тревожит?  Как его дела? Но на это у нас постоянно не хватает времени».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах