Подорожание куриных яиц в предпасхальные дни было ожидаемым, но когда стоимость десятка подошла к 80-90 руб., стало ясно: народный продукт может перейти в категорию элитных.
Снизятся ли цены на этот и другие популярные продукты питания, выяснял «АиФ»-НП».
Десяток за сто рублей
Вряд ли жителей Волгоградской области утешит то, что яйцо дорожает по всей России: так, в Астрахани десяток стоит порядка 100 руб., на Ямале – 105, в Кургане – 84. В рост пошла и курятина: по сравнению с прошлым годом она стала дороже на 18,5% (яйцо – на 32%). В Минсельхозе РФ отметили: за последние 60 дней курятина и яйцо подорожали более чем на 10%. Возможно, ведомство введёт госрегулирование цен на эти продукты питания: закон даёт право ограничивать цены на продукты, которые за 60 дней подорожали на 10% и более.
Но не только курица преподнесла неприятные сюрпризы. Так, согласно данным Волгоградстата, в тройку лидеров по удорожанию за вторую декаду апреля вошли… морковь и капуста. Неприятный факт для региона, который принято считать всероссийским огородом.
Где логика?
Но вернёмся к яйцу. Производители объясняют: пиковые цены всегда приходятся на Пасху и Новый год. Летом потребление ощутимо падает, снижается цена. Но есть нюансы.
– За первый квартал рентабельность нашего производства держалась на уровне 6-8%, а летом она и вовсе падает, – объясняет председатель совета директоров ГК «Восток», гендиректор АО «Птицефабрика «Волжская» Владимир Струк. – Будь рентабельность выше, хотя бы как у производителей зерна, мы бы могли гибко снижать отпускные цены на продукцию. К сожалению, пока что птицефабрики обделены мерами господдержки. Наша отрасль энергоёмкая, но никаких компенсаций по электроэнергии, газовому топливу, прочим затратам для нашей сферы не предусмотрено. Нет компенсаций и по кормам. У нас свыше сотни поставщиков-партнёров, они цены на свои товары и услуги постоянно повышают. Что делать нам в такой ситуации?
Негативно на цены в рознице влияет и запутанная логистика поставок. Так, продукцию птицефабрик Волгоградской области сейчас закупают Ростов, Краснодар, Саратов. И в это же время на полках волгоградских магазинов можно увидеть яйца из Саратова. Где логика?
По словам Владимира Николаевича, сотрудничество с торговыми сетями для возглавляемых им птицефабрик настолько невыгодно, что лучше открывать свои небольшие торговые точки.
– Даже с теми торговыМИ сетями, с которыми мы работаем, например, снижения транспортных расходов добиться не просто, – обосновывает такое решение руководитель. – Так, из Николаевского района, где находится производство, нашу продукцию везут на склады под Волгоград. А потом из них в магазины нашего района обратно! Получаются двойные затраты по транспорту, что отражается на себестоимости.
– Беда ещё и в том, что у нас экономика в АПК не рыночная, а всё ещё скрытно-плановая, – убеждён эксперт ОНФ, фермер Андрей Прошаков. – Свободного регулирования цен на продукты питания пока нет. Субсидии от государства поступают не туда, где они действительно необходимы, а в карманы крупных агрохолдингов. Если так пойдёт и дальше, то властям придётся регулировать цены и на молочку. Но это лишь усугубит ситуацию в продовольственном секторе.
Между тем Федеральная антимонопольная служба начала проверку предприятий – крупнейших производителей курятины и яиц на предмет возможного завышения цен и нарушения порядка ценообразования. Поможет ли такая административная мера, увидим совсем скоро по ценникам в магазинах.