Примерное время чтения: 4 минуты
6141

Богопротивное дело. Почему султан и Петр I не смогли соединить Волгу и Дон

Волго-Донской судоходный канал
Волго-Донской судоходный канал Волгодонский эколого-исторический музей

Движение по Волго-Донскому каналу началось в июле 1952 года. Но первые попытки соединить две великих реки предпринимались еще при Иване Грозном. Зачем канал понадобился турецкому Султану и что помешало соединить реки Петру Первому – в материале «АиФ-Волгоград».

Отступили с великой бранью

Историки считают, что первую попытку соединить Волгу и Дон предпринял в XVI веке турецкий султан Селим II. В 1569 году он пошел войной на Астрахань. Ключевым моментом в плане султана по захвате города было построение канала между двумя великим реками, по которому смог бы пройти турецкий флот. Турецкие войска одновременно осадили Астрахань и начали рыть канал на волгодонском перешейке.

Но план султана провалился. Гарнизон Астрахани отразил все атаки, а рабочие, рывшие канал, спустя месяц забросили это дело. Они отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

Все напрасно

Самую масштабную попытку соединения Волги и Дона в XVII веке предпринял Петр I. К этому времени Царицын превратился в грузоперевалочный и торговый центр на Волге. Сухая переволока от Царицына до Паньшина была трудным препятствием во время Азовского похода Петра в 1695 году.

Строительство канала началось в 1696 году, после взятия Азова. По задумке канал должен был соединить реки Иловля и Камышенка, первая из которых впадает в Дон, вторая в Волгу. Проект канала назывался «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дона или Танаиса кораблям Иловлей рекой до Камышенки и Камышенкою рекой в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». На реке Камышенке должны были построить в первую очередь четыре плотины и четыре шлюза, вторая очередь включала в себя еще шесть шлюзов. Длина канала достигала две с половиной версты.

Строительством вначале руководил английский инженер Бреккель. Но вовремя осознав обреченность проекта, он сбежал из России. Затем его сменил соотечественник Пери. Однако стройка канала шла плохо с самого начала. Связано это было с неосвоенностью края, он был очень плохо обжит. Да и сам проект был технически далек от совершенства. Все необходимые строительные материалы приходилось везти издалека. Солдаты и прибывшие на строительство по повинности крестьяне голодали.

Астраханский воевода Борис Голицын стройке только мешал, потому что считал это сооружение «делом богопротивным». Как пишет современник: «… и на Царицыне хотели перекапывать реку, а посошных людей было всех городов 35 000, и ничего они не сделали, все простояли напрасно».

Строительство Петровского канала велось вплоть до 1701 года. Но когда началась Северная война, финансирование проекта прекратилось.

Упущенный шанс

Историки считают, что по своему масштабу идея возведения Волго-Донского канала была сродни проекту строительства новой российской столицы Санкт-Петербурга. Но канал остался упущенным историческим шансом для развития в новом направлении и города Царицына, и района Волго-Донского междуречья, и всей России в целом.

Работы по соединению Иловли и Камышанки больше не возобновлялись. Хотя такие проекты разрабатывались вплоть до 1894 года. Было даже образовано товарищество по сооружению канала, но и оно потерпело неудачу. Как напоминание о неудачной попытке царя остался в Волгоградской области город Петров Вал, который появился в 1942 году недалеко от так и оставшегося сухим русла несостоявшегося канала.

В обще сложности до революции было создано больше 30 проектов соединения Волги с Доном. Но ни один так и не был реализован. Во многом из-за сопротивления местных железнодорожных магнатов, опасавшихся конкуренции с водным транспортом. Проект современного канала появился в середине 1930-х годов. Стройка должна была начаться практически в это же время, но помешала война. К проекту вернулись сразу после окончания Сталинградской битвы в 1943 году. Официальное открытие канала состоялось 27 июля 1952 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах