Ясным осенним днём 2008 года в Средней Ахтубе установили памятник Степану Разину.
Творение заслуженного художника РФ Сергея Щербакова гармонично вписалось в архитектурный ансамбль центральной площади: по левую руку Стеньки – здание районной администрации, за спиной – Дом культуры. И стоит с тех пор бронзовый атаман, вызывая гордость сельчан и профессиональные терзания историков. Ибо на постаменте написано: «Основателю поселения Средняя Ахтуба Степану Разину. 1668 год».
«На простор речной волны»
Сомнения в том, что Разин основал Среднюю Ахтубу, у серьёзных историков были всегда. Но лишь недавно в этом вопросе были расставлены точки над «i».
Краевед Андрей Клушин не первый год работает в российских архивах, он установил точные даты основания многих заволжских сёл, в том числе Средней Ахтубы.
Появилось это село в 1758 году в связи с решением властей наладить на Ахтубе производство шёлка. Ранее, 10 марта 1757 года, был издан императорский указ о создании на Ахтубе близ Царицына шёлкового завода и села при нём, а также редута от набегов кочевников. Так возник Верхне-Ахтубинский городок, а через год – и тот, что ныне именуется Средней Ахтубой.
Откуда же взялась разинская версия? Она появилась ещё в советское время благодаря статьям краеведа Г. А. Генералова, записавшего местную легенду о том, что в 1668 году войско Разина с захваченными 35 судами двигалось по Ахтубе из Царицына в Астрахань.
В одну из ночей казаки устроили привал. Место на высоком берегу Ахтубы так понравилось атаману, что он решил оставить здесь раненых и женщин с детьми, чтобы не были обузой в дальнейшем походе. Степан Разин выделил новосёлам оружие, провиант и два лёгких челна. Эти люди и стали первопоселенцами Средней Ахтубы. Любопытно, что дата исторической ночёвки указывается точно – 28 мая 1668 года.
– Легенда, конечно, красивая, – говорит Андрей Клушин. – Вот только документы свидетельствуют, что все события в районе Царицына, связанные со Степаном Разиным, происходили в 1667 году. Он действительно захватил несколько десятков кораблей, купеческих и государственных, с экипажами. Но людей в его войске было немного, на каждый корабль не поставишь. Тогда он скрепил суда цепями, чтоб «не убежали», и повёл караван по Волге к Чёрному Яру.
О том, что мятежный атаман шёл именно по Волге, а не по Ахтубе, свидетельствует множество книг и документов, в частности, рапорты комендантов Царицына и Чёрного Яра. К тому же, отмечает Клушин, пройти по Ахтубе указанным в легенде путём невозможно.
– Об этом свидетельствуют отчёты путешественников, садившихся на мель в 1668 и 1701 годах, и речь идёт всего об одном судне, а уж караван из 35 судов и вовсе не мог бы пройти, – говорит историк. – Да и воинские дозоры из Царицына, регулярно патрулировавшие левобережье в ту пору, ни о каком поселении на Ахтубе не сообщают.
По следам Пугачёва
А может ли быть такое, что в Средней Ахтубе побывал не Степан Разин, а не менее легендарный Емельян Пугачёв? Историк Клушин считает такое развитие событий весьма вероятным.
– В 1774 году войско Пугачёва, идя из Чёрного Яра, вполне могло зайти в Среднюю Ахтубу, чтобы запастись провизией перед тем, как уйти в степь, – объясняет Андрей Александрович. – Средняя и Верхняя Ахтуба в то время были самыми обжитыми сёлами в этом краю, но в Верхней Ахтубе был редут, туда соваться было опасно.
О том, что пугачёвцы были на Ахтубе, свидетельствует и обнаруженное историком письмо директора шёлкового завода Николая Рычкова от 25 августа 1774 года: «Сей самый час отправляюсь я для разбития остальной сволочи, копившейся по луговой стороне реки Волги и около Ахтубы реки, и надеюсь их вовсе истребить».
То есть удалой атаман (только не Разин, а Пугачёв) посетил уже существующее село. А как же тогда быть с темой основания поселения? Андрей Клушин нашёл в архивах документы, отчасти объясняющие, откуда она возникла.
Дело в том, что в XVIII веке было несколько волн планового переселения казённых крестьян из центральных губерний России в Заволжье. Одно из них произошло как раз в 1774 году. В Среднюю Ахтубу (а также Верхнюю Ахтубу) прибыло много переселенцев из Верхнеломовского уезда сёл Белыни, Пустыни и Муравы (ныне Пензенская область). Пришлые люди селились компактно.
Зачастую между ними и старопоселенцами возникали конфликты, отмечает Клушин, поскольку старожилы считали, что имеют больше прав и привилегий, хотя юридически это было не так.
– Приход атамана Пугачёва и переселение новых людей совпали по времени, – подытоживает исследователь. – Более того, Пугачёв, по всей видимости, оставил в Средней Ахтубе несколько раненых казаков из своего войска. Тому есть косвенные свидетельства в документах. Согласно четвёртой «Ревизской сказке» (1782 год), по Ахтубинскому шёлковому заводу было записано 70 «беспаспортных, праздношатающихся, безродных» мужчин. Из них в Верхней Ахтубе – 38 человек, в Средней Ахтубе – трое, в Заплавном – шестеро. Вполне возможно, среди них были казаки, оставленные Пугачёвым. Новопоселенные жители слабо знали как своих соседей-старожилов, так и этих «безродных», что давало им возможность затеряться. Это стало особенно актуально после разгрома пугачёвского восстания. «Безродные» меняли места жительства, переходя из одного селения в другое.
Так что же теперь делать с памятником Степану Разину? Неужто сотворить с ним то, что, согласно известной песне, учинил Стенька с персидской княжной? Ни в коем случае, убеждён историк Клушин. Разве что немного подкорректировать надпись на постаменте. А памятник пусть стоит. Хороший памятник, ярко свидетельствующий о том, какие герои нравятся народу.