Примерное время чтения: 4 минуты
5402

Как делали звуковое оформление Мамаева кургана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Нижнее Поволжье 28/08/2013
Фото: предоставлено музеем-панорамой «Сталинградская битва»

45 лет назад главный памятник-ансамбль страны зазвучал сводками Совинформбюро, песнями военных лет, взрывами и «Грёзами» Шумана.

Волгоградский звукорежиссёр Александр Гераськин рассказал о том, как это было. 

У нас будет лучше! 

Идея заставить мемориал звучать пришла легендарному скульптору Вучетичу во время поездки по Италии. Он заболел этой идеей, когда увидел светомузыкальный фонтан. «Если на Западе фонтаны начали звучать, то в Союзе всё должно быть лучше», - решил Вучетич. 

«Ансамбль на Мамаевом кургане непременно должен звучать. Рыдать, ликовать о победе, скорбеть о человеческих жертвах войне каждым камнем», - писал он министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Что ж, идея маэстро - свята. Руководитель телерадиовещания в те годы Всеволод Ершов сказал скульптору: «Да есть тут у нас один местный специалист - Гераськин. Передачи, фильмы, сложные монтажи озвучивает на раз-два. Хочешь - бери». Вучетич взял.

- Я совсем молодым был, 25 лет, - вспоминает Александр Гераськин. - Если б я только знал, какая адова работа мне предстояла! Да во всём Союзе не было опыта озвучки камня. Прикидку звуковых эффектов мы делали с Вучетичем ночами, когда на кургане стихали строительные работы…

По замыслу Вучетича, на «Высоте 102» должны были звучать чуть ли не все площадки, стены и скульптуры. Но к этому времени большинство монтажных, бетонных, армировочных работ на памятниках были выполнены. Поместить внутри уже готовых скульптур массивные колонки, высверливать отверстия под сотни метров кабеля было нереально.  

Постепенно родилась другая идея – звучание придать лишь двум наиболее эмоционально-выразительным объектам - «Стенам-руинам» и Залу воинской славы.

Причём «Стены» решили озвучивать «нарезкой» из нескольких мелодий и звуков. «Священную войну», «Землянку» и «Огонёк» дополняли звуки взрывов, пикирующих самолётов, криков «Ура». «Звуковая композиция длиться ровно 18 минут и 50 секунд, заканчивается словами Юрия Левитана, затем перезапускается снова», - объясняет Гераськин. - Эти 18 минут с секундами высчитывали мы с Вучетичем, замеряя, сколько шагов и времени тратит посетитель, проходя этот участок. А Левитан специально для нас заново начитал сводки с упоминанием Сталинграда».  

Когда офицеры плачут 

С Залом воинской славы вышла заминка. Долгое время Вучетич упорствовал на варианте с «Аве Мария» Шуберта. «Но из-за особенностей акустики получался неузнаваемый грохот», - рассказывает Гераськин. 

Нужна была мелодия, которая бы шла словно из-под земли. «Выбор пал на ораторию «Грёзы» в исполнении капеллы из Прибалтики, - вспоминает звукорежиссёр. - И когда эту музыку впервые «вывели» на пантеон славы, воскликнули «Эврика!».

…Последний раз «свои» поющие камни и барельефы Александр Гераськин приезжал послушать лет 25 назад. С годами стали отказывать ноги. «На закате перестройки я заглядывал в звукооператорскую, где стоит аппаратура по регулировке «Стены» и Зала воинской славы, - похвалился Гераськин. - Отметил про себя, что за четверть века практически оборудование осталось то же самое, что и при строительстве. Сколько оно ещё прослужит - бог весть. Но говорят, даже прославленные маршалы и боевые офицеры, услышав звуки наших «оживших камней», плакали»… 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах