aif.ru counter
497

Профессор ВолГУ Александр Млечко: «Когда люди расслабляются, получаются концлагеря»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Нижнее Поволжье 29/05/2013
Коллаж: Олеси ХОДУНОВОЙ

Оказывается, вся наша жизнь пропитана мифами. И от нашего желания верить в них или нет, ничего не зависит. Мифы определяют наш извилистый путь по жизни, героев рождает и убивает телевидение. Чтение книг отмирает и уходит в прошлое.

Так считает профессор ВолГУ Александр Млечко. Наш разговор с гостем редакции получился философски грустным, но не лишенным надежды. 

Дьявол – в деталях 

– Так какие же мифы существуют сейчас? 

– Люди считают миф несерьёзной вещью – сказкой или иллюзией. Нам кажется, что в какой-то момент мы перестаём верить в сказки, становимся взрослыми людьми и хозяевами положения. Это не так. Есть такая шутка – «дьявол в деталях». Как только мы перестаём верить в наличие мифов, как только начинаем считать, что существуем в сугубо рациональном пространстве, нас поджидают очень неприятные моменты. 

– Например? 

– Когда просвещение достигло своего пика и казалось, что цивилизация стала максимально рациональной и технократичной, появились два самых чудовищных мифа – коммунистический и фашистский. Когда люди расслабляются, считают себя рациональными и хозяевами положения, получаются концлагеря. Как у классика: «Сон разума рождает чудовищ». В такие моменты вылезают звери из души. 

Сегодня мы говорим о наличии одного всеобъемлющего мифа – это теория потребления. Это миф западной культуры, который сегодня имеет огромный ареал распространения. 

– А суть его «Вещи – всё, остальное – ничто»?

– Можно и так выразиться. Если в Средневековье главной ценностью было спасение души – только во имя этого человек жил на земле, то сейчас главной ценностью является счастье. Все стремятся к счастью, и никто в этой истине не усомнится, как в Средневековье никто не сомневался, что живёт ради спасения души. Счастье выражается в наличии вещей, денег и поддержании физической красоты. Причём культ тела – это ещё и возможность прожить как можно большее количество времени ради счастья. 

– Всё это звучит страшно… 

– Но те вещи, что делались для спасения души, были ещё страшнее: религиозные войны, инквизиция… Да, мир сегодня пошлый, он лишен человеческих измерений, но в нём комфортно существовать.

Мифология проходит три этапа. Первый – доисторический. Второй – религиозная мифология. А потом появились современные социально-политические мифы. Современный миф родился примерно в XVII-XVIII веках. Его главный предвестник – французская революция со знаменитым выражением Вольтера «раздавите гадину». Это означает: раздавите католичество, раздавите старую мифологию, а на её основе мы построим новую. С этого момента начинается царство новых богов. 

Герои современного мира 

– У любого мифа есть герои. Кто же современные? И почему, едва мелькнув на экране, они быстро забываются? 

– Та реальность, которую мы считаем таковой, рождена СМИ. Медийность диктует нам, что хорошо, что плохо, кого считать героем и когда его забывать. Современные герои появляются, только если про них пишут в блогах и говорят по телевидению. 

Самый яркий пример медийного героя – это Че Гевара. Сам по себе он был рядовым борцом и никто бы о нём не узнал, если бы не одно обстоятельство. В Боливии партизан, мёртвых и живых, везли через одну бедную и глухую деревеньку. У людей не было телевидения, но на стенах были календарики с Христом и Девой Марией. И когда тело Че, измождённого, худого, с бородой, оказалось брошенным на камнях, кто-то из местных сказал: «Как на Христа похож!». И слух, что убили нового Че – Христа, пошел по деревням. Теперь во всём мире знают образ великого борца за свободу. Это и есть мифологизация. В жизни Че Гевары не было великих подвигов и героизма – это рождение легенды на основе ассоциативного образа. 

– А тем, кому 18-20 лет, – кто их герои?

– Современное счастье измеряется вещами, и место современных святых заняли люди, которые имеют в жизни успех и процветание. На них они хотят равняться. 

– А «белые вороны», которые верят не в деньги, а в душу, есть? 

– Современная мифология непререкаема, часто только кажется, что мы сами делаем выбор, на самом деле всё заложено программой и лишние файлы стираются. Вспомните Перельмана. Он сказал: я не хочу ваших денег и я не хочу быть медийной фигурой, чтобы на меня смотрели в телевизоре, как на зверя в клетке. Такие люди есть, но система их отвергает, они становятся маргиналами или асоциальными фигурами и исчезают. 

Про студентов пока сложно судить, посмотрим, какими они вырастут. Тут вот какая хитрость. Система изначально подразумевает бунт, а потом тот, кто был сильнее и против неё, становится лучше всех в неё вписан. Как сказал один из новых левых: «Когда мы были молоды, мы все носили бороды, а сейчас мы надели дорогие костюмы и стали истеблишмент». Помните, как у Черчилля: «Если ты до 30 не революционер, то у тебя нет сердца, а если ты революционер после 30, то у тебя нет ума».

Земля предков 

– У нас принято Волгоград или хвалить, или ругать – золотой середины обычно нет. Гораздо интереснее, когда город удивляет. Что вас удивляет? 

– Чем старше, тем я по-другому вижу наш город. До 11 лет я прожил в деревянном бараке в Красноармейском районе. И моё детство не выходило дальше этого барачного посёлка. Чем же тут хвалиться? Но потом я вырос и узнал, что моя прабабушка с детьми пряталась тут от бомбёжек и через эту улицу шли и шли колонны солдат. И я словно наяву вижу этих людей, как они заходят в наш барак, как прячется маленькая девчушка от бомб. И такое чувство, что было это совсем недавно. 

Вся беда в том, что у нас очень короткая память. Все эти пафосные майские мероприятия – это здорово, красочно, но ничего сакрального в них нет. Только когда осознание войны пройдёт через душу каждого – только тогда начинает что-то шевелиться в душе. Тогда понимаешь, что это твоя земля, что это земля предков. 

– И тем не менее у большинства студентов сейчас царят «чемоданные настроения». Все готовы уехать из России.

– Насчёт настроений не знаю. Но факты говорят, что отток студентов в Москву и Петербург огромный. Да, там непросто, два часа добираться до работы и обратно. Но там деньги, атмосфера высоких скоростей. Боюсь, этот отток не остановить. 

– Совсем недавно мы отметили День славянской письменности. Иногда состояние русского языка удручает и скудностью, и огромным числом пустых заимствований. У студентов какая речь?

– Изменения, которые происходят в нашем языке, – процесс, от нас не зависящий. Нельзя ругать за это молодых людей – они лишь продукт той цивилизации, которую мы строим. Они не лучше и не хуже нас. Они другие. Например, они лучше управляются с гаджетами. Причём для них важен сам процесс. Меня как человека старой формации интересует контент информации, а им важно просто первыми что-то опубликовать. 

– Сейчас Минобрнауки РФ объявило войну плагиаторству. Ваших студентов коснулось? 

– Мне кажется, в этой вой­не надо бы разделять понятия. Есть студенческие работы, они изначально предполагают реферирование. Есть серьёзные самостоятельные работы – это диссертации. Вот их и надо проверять: и до написания, и во время, и после. И важно смотреть, кто автор работы. Сейчас ведь много чиновников и политиков, защитивших по нескольку диссертаций. И у меня каждый раз один вопрос: а когда ж они их пишут-то? Вот чиновник или депутат днём сидит в кресле, руководит, а в библиотеку ему когда ходить? Ночью? Когда чиновник вдруг решает защитить диссертацию – это всё равно, что если бы я вдруг однажды решил стать майором. Да, это возможно, но зачем и когда? 

– Сегодняшние студенты однажды придут нам на смену. А какие они? Иждивенцы или созидатели? 

– Прежде всего они разные. В целом сейчас для общества характерна психология потребителя, когда человек сам из себя мало что представляет, но у него много прав. И эта проблема сейчас выходит на авансцену. Студенты очень хорошо знают свои права, но я не замечал, чтобы они ими злоупотребляли. Они готовы к созиданию. При той нагрузке, которая у них есть в вузе, они активно участвуют в волонтёрских движениях, куда-то едут, кому-то помогают, гораздо больше, чем это было в моё время. И это внушает надежду. 

ДОСЬЕ

Александр Млечко окончил ВолГУ в 1995 г. Заведующий кафедрой журналистики ВолГУ. Доктор филологических наук. Является автором более 30 научных публикаций. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах