Примерное время чтения: 5 минут
2148

Жители Царицына построили трамвай на свои деньги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Нижнее Поволжье 10/04/2013
Фото: АИФ

В апреле исполняется ровно 100 лет, как в Царицыне был пущен первый трамвай. Именно он стал первым в Российской империи, на улицах которого появился электрический общественный транспорт.

Мы собрали для наших читателей несколько занимательных фактов из истории нашего долгожителя. Спорим, вы не знаете, что:

Царицынский голова Алексей Остен-Сакен, при котором состоялся исторический пуск «тренькающего» общественного транспорта, до избрания на высокий пост был скромным железнодорожным врачом.  

Жители Царицына строили трамвай на собственные деньги без привлечения иностранных инвесторов. Для этого городские власти в 1910 году выпустили ценные бумаги под 5% годовых и собрали от их продажи 1,5 миллиона рублей. Деньги пошли на строительство трамвая, электростанции, электрическое освещение.

К пуску первого трамвая пошили форменные костюмы для водителей и кондукторов – тёплые пальто из бобрика коричневого и тёмно-синего цвета. 

Пуск царицынского трамвая – едва ли не единственное начинание в нашем городе, которое завершилось в рекордно короткие сроки и обошлось без коррупционных скандалов. Чтобы избежать посягательств на казну, в городе была создана особая трамвайная комиссия из 12 депутатов Царицынской городской думы. На все поставки для строительства трамвая назначались торги, и депутаты (в основном купцы) профессионально сбивали цену на вагоны и рельсы.  

На линию вышло девять новеньких вагонов. За день они перевезли около 10 тысяч горожан. Выручка за первый день работы составила 325 рублей.

Планировалось, что трамвайная линия свяжет центральную и зацарицынскую части города. Но существовавший тогда деревянный мост через Царицу выдержать такой экзамен не смог бы. Так в Царицыне в 1913 году появился новый Астраханский мост. 

К началу 1913 года построили первое депо – комплекс с мастерской, конторой и квартирами для руководителей. 

В обход тогда монополизировавших рынок бельгийцев горожане закупили трамваи отечественного производства.

Проектировалась царицынская трамвайная линия в Санкт-Петербурге, а строительство её доверили вести главному тогда специалисту, инженеру Владимиру Радцигу. О его существовании в Царицыне вспомнили, когда разразился скандал с первыми «подрядчиками». Горе-строители начали возводить электростанцию вопреки проекту возле старой электростанции на берегу Волги. В результате сомнительных инициатив здание затопили грунтовые воды. Строители сбежали, а исправлять положение и пускать трамвай пришлось уже Радцигу.

Поездка на трамвае оказалась дешевле, чем брали тогда извозчики, билет стоил всего 5 копеек. Тариф повысили на копейку в сентябре 1914 года, сославшись на нужды войны.

Первый трамвай по городу поехал 9 апреля 1913 года. «Как это полагалось тогда, на площади в центре города были выстроены вагоны, отслужено молебствие, а затем городской голова разрезал ленту и вагоны пошли в дорогу. Торжество было большое – ведь в скудную городскую кассу потекли деньги!» – описывал событие Владимир Радциг в мемуарах.

Максимальная скорость царицынского трамвая – 10 км/час.

Первый царицынский трамвай по утрам выходил из депо по улице Сердобской (ныне улица КИМ), выезжал на Княгининскую (Рабоче-Крестьянскую) и катил до Тихорецкого вокзала (Волгоград II), откуда начинался маршрут. 

От вокзала шёл в сторону центра города по улицам Краснослободской (имени Буханцева), нырял под железнодорожный виадук, сохранившийся до наших дней. Далее по Липецкой (Баррикадная), Княгининской (Рабоче-Крестьянская), Азовской (имени Калинина), через Астраханский мост, который выходил на улицу Астраханскую (Советская), – на Успенскую (улица имени Ленина), а далее – по Александровской (проспект имени Ленина) и Гоголя до вокзала Царицын.

Вторая линия соединила c железнодорожным вокзалом купеческие пристани на Волге.

Трамвай поднимался вверх по улице Успенской, шел по нынешней площади Павших Борцов, а затем по Гоголевской до вокзала.

В кабине вагоновожатого было всего пять «приборов управления»: тумблер реверс, включение хода, пара тормозных устройств, один из которых был в виде барабана. Когда трамвай катился с горки, кондуктор заднего вагона подкручивал тормоз специальной ручкой, притормаживая ход.

Протяжённость первой трамвайной линии составила 10 километров, её обслуживали 11 вагонов. 

Опора контактной сети первого царицыского трамвая пережила бомбёжки гитлеровских захватчиков и сохранилась до наших дней. Она находится на кольце трамвайного маршрута №3 на улице КИМ.

Накануне Сталинградской битвы протяжённость трамвайных линий составляла 72,8 километра, исправно работал 

141 трамвай. За год «трудяги» перевозили 90 миллионов пассажиров.

23 августа 1942 года в результате варварской бомбардировки немецких самолётов были разрушены и сгорели здание управления трамвая, вагоноремонтные мастерские, оба депо, четыре тяговые подстанции, полностью уничтожены трамвайные пути и контактные сети.

Уже 26 декабря 1943 года трамвайное движение в Сталинграде было восстановлено.

Современный Волгоград – счастливый обладатель единственного в Российской Федерации и второго в мире подземного скоростного трамвая. При этом его линия уже на сегодня – самая длинная среди городов бывшего СССР.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах