1730

Отец Христофор: «Грех овладевает человечеством»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Нижнее Поволжье 20/03/2013
Фото: из архива «АиФ» – НП»

У православных начался Великий пост. О том, как улучшить качество жизни и почему человечество докатилось до того, что прописывает грехи в законах, мы поговорили с отцом Христофором (Казанцевым).

Пост – это подвиг

– Большинство далёких от церкви людей и даже православных воспринимают Великий пост как очередную диету. Что же всё-таки главное в эти дни?

– Это определенное время в году, которое мы посвящаем духовному подвигу. Это в том числе и воздержание от пищи, и приобретение добродетелей, и исповеди, и борьба с вредными привычками. Каждый из нас должен понять, что именно необходимо исправить в собственной жизни. Необходимо учиться видеть свои грехи, ведь многие из нас не считают собственные проступки таковыми. Пост должен помочь нам стать неравнодушными, в том числе к себе. Мы живём так, будто ничего страшного с нами не происходит – ну, подумаешь, курю или пью. Стоя на пути погибели, проводя жизнь в пороке и не беспокоясь об этом – это ли не равнодушие к качеству своей жизни? Стремление изменить отношение к собственным поступкам – это и есть духовная жизнь. 

– Стоит ли ограничивать во время поста детей?

– С детьми нужно поступать благоразумно. В чём ограничивать, решают родители. На примере православных семей знаю, что кто-то вводит контроль над числом съеденных конфет, кто-то – над временем, проведённым за компьютером. Смысл в том, чтобы у ребёнка появилось осознание – нельзя жить как придётся.

– Многие постящиеся ждут чуда, мол, вот соблюду пост, и будет мне за это счастье. 

– Пост – это духовное средство. И от него нужно ждать чуда изменения, прежде всего самого себя. Люди относятся и к богу, и к церкви потребительски. Конечно, мы обращаемся к господу в разных житейских ситуациях, но нужно понимать, что прямое назначение церкви и её таинств – в духовном преображении жизни человека. Вот бросили вы курить – чем не чудо? Стяжать в себе добродетель воздержания очень сложно. Ведь и привычка начинает о себе заявлять всё чаще и резче, и самолюбие просыпается, и жалость к себе. Всё это сдавливает человека, а способность выпутаться из этого кома и есть чудо. 

– Мы обращаемся к богу, когда петух клюнет. Это нормально? 

– Когда нет беды, у человека складывается иллюзорное самомнение, будто он самодостаточен. Надеется только на себя, свои деньги и связи. Но когда всё уходит из-под ног, рушится, он начинает искать более надёжный фундамент, обращаясь к богу.

– С чем к вам идут люди? С какими переживаниями?

– Чаще всего с житейскими проблемами – зарплата маленькая или работы нет. Другая острая боль – взаимоотношения в семье. Как правило, они определяются духовным состоянием членов семьи. А ведь человек эгоистичен – он всегда желает выбраться из кризиса, не меняя ничего в себе. Пусть весь мир изменится в мою пользу, а я и так хорош! Но я говорю своим прихожанам: «То, как вы вели себя, и привело к такому плачевному итогу. Ваша жизнь – прямой результат ваших поступков». Кое-как соглашаются, но уходят от меня с непониманием. Священник может поддержать человека, утешить, но и на вину указать. Но видеть её никто не хочет, а значит, и проблему не решить. 

– Человек каждый день идёт по скользкой дорожке, проложенной между добром и злом. Как не оступиться?

– Апостол Павел писал: «Бедный я человек – доброе хочу – не делаю, злое не хочу – делаю». Мы изначально несём в себе противоречие, при этом очень легко склоняемся ко злу. К сожалению, вот эта двойственность зачастую и определяет образ наших мыслей, чувств, поступков, выстраивание взаимоотношений. Для того, чтобы её преодолеть, нужен духовный стержень, система координат, относительно которой и квалифицируются основополагающие «хорошо» и «плохо». Есть такой приём – в конце дня осмыслите, что бы вы захотели исправить, например, не накричать, не оскорбить. 

Грехи прописали в законе

– Сегодня всё чаще говорят о нравственной катастрофе человечества. 

– Европа – яркий пример того, что становится с цивилизацией, ушедшей от христианских ценностей. Если в техническом прогрессе мы добиваемся всё больших успехов, то в нравственном – откатились в эпоху до нашей эры, успешно воскрешая древние грехи. Назначение же церкви – преображать мир, помочь людям вести альтернативный образ жизни, ориентированный на заповеди божьи. Увы, всё чаще человек ориентируется на собственные пожелания в сфере гуманистических европейских идей, которые и довели Европу до нынешнего состояния с эвтаназией, ювенальной юстицией, однополыми браками. 

– Это путь в никуда?

– Это прямой путь к греху. У отца Павла Флоренского есть такое сравнение: человек – это лицо. Оно в течение жизни может стать либо ликом, либо личиной. Грех настолько извращает человека, обезображивает, что лицо действительно меняется, становясь в самом прямом смысле личиной. А ведь человек мог бы стать другим! Я у своих прихожан спрашиваю: «За прожитые годы вы стали терпимее, благороднее, любве­обильнее?» «Нет», – говорят они. Зато научились лгать, воровать, пить. Если вновь избранный Папа Франциск I станет свидетельствовать о церковном образе жизни, часть людей задумается о своём образе жизни. Пока же на наших глазах происходит гибель Европы как цивилизации. Грех всё больше овладевает человечеством. Он стремится обезобразить не только каждого человека, но как ржавчина проникнуть во все сферы общественной, экономической, политической жизни. И более того – сегодня закрепляется на законодательном уровне. Возможность жить по грехам прописывается в законах – яркий тому пример однополые браки. 

– Может быть, консолидация церкви и государства поможет изменить ситуацию?

– Мифы о сращивании церкви и государства распространяют люди, которые абсолютно явно не понимают ни в том, ни в другом. На самом деле государство поставило Русскую православную церковь в условия всероссийской попрошайки. Батюшки вынуждены бегать по потенциальным спонсорам с протянутой рукой – дайте нам на купол, дайте на отопление, дайте на реставрацию… Государство забрало храмы целые: с куполами, крестами, колоколами, иконостасами. А что нам возвращают? Разруху! Наш храм на деньги прихожан и спонсоров восьмой год восстанавливаем. Однако на данном этапе сама церковь выступит против – пока народ живёт в таких нечеловеческих условиях, не по-христиански тратить деньги на храмовое убранство.

ДОСЬЕ

Иеромонах Христофор (Казанцев) – настоятель храма Святого равноапостольного князя Владимира, председатель отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской митрополии. Родом из Моздока. Именно с его назначением настоятелем прихожане связывают развитие православной общины и восстановление храма. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах