Примерное время чтения: 4 минуты
4720

Страховка через суд. Как «приструнить» страховые компании и получить ОСАГО

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Нижнее Поволжье №16 15/04/2015
Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

С 12 апреля в стране начали действовать новые базовые тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). 

Базовый тариф ОСАГО для физических лиц, владельцев легковых автомобилей, должен был вырасти на сорок процентов, а с учётом разрешённого «коридора» в 20 процентов реальное подорожание должно было составить 60 процентов.  

«Чёрный рынок»

Чуть раньше, 1 апреля, законодатели увеличили лимит выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП с 160 тыс. до 500 тысяч рублей. Страховщики отреагировали на законодательные перемены по-своему: создали неимоверный дефицит полисов. 

«Ещё в марте объездил пять страховых компаний, чтобы продлить «автогражданку»,- жалуется волгоградец Максим Гончаренко. - Везде одна и та же картина: либо страховщики отказываются оформлять страховки из-за отсутствия бланков, либо и вовсе «мягко посылают», мол, очередь из желающих оформить страхование уже расписана на пару месяцев вперёд». 

Некоторые даже попытались нагреть руки на дефиците. «Мне на полном серьёзе рекомендовали прибрести фальшивый полис «на время, пока стихнет ажиотаж», - рассказывает автолюбительница Наталия Скороходова. - Якобы с такими фальшивыми полисами из-за острого дефицита настоящих «полгорода ездит». Но что делать с купленной за 1,5 тыс. рублей бумажкой лжеполиса, если я попаду в ДТП?!». 

Понятно, что страховым компаниям невыгодно было продавать полисы ОСАГО по старым ценам, ждали подорожания. И дождались! Предполагалось, что стоимость полиса ОСАГО в Волгограде для авто мощностью до 100 лошадиных сил при возрасте водителей более 22 лет и стаже вождения более трёх должна была составить от 3900 до 4500 руб. На деле же фирмы предлагают страховку за 7800 руб. 

Штрафы как спасение?

«Исчез ли дефицит полисов после подорожания, пока судить рано. Вся система обязательного автострахования оказалась разбалансирована из-за законодательных пробелов, - считает Армен Оганесян, председатель регионального отделения  организации «Движение автомобилистов России». - Вообще страховщики постоянно твердят, что «автогражданка» для них убыточна. Но это верно лишь отчасти: из-за непрозрачности финансовых потоков между страховщиками и дилерами авторынка часть затрат страховщики «отбивают» после выплат по страховым случаям».

Хронический дефицит полисов привёл к тому, что многие автолюбители вообще стали ездить без страховки. За отсутствие полиса ОСАГО платят штрафы сотрудникам ГИБДД. Всего-то 500 рублей.  Правда, при этом сотрудник ГИБДД имеет право снять номера машины, то есть запретить её эксплуатацию до тех пор, пока задержанный водитель не расширит полис ОСАГО.

>>> Читайте такжеСколько можно ездить без полиса ОСАГО?

«Разумеется, это не выход из ситуации, - говорит Денис Григорьев, автоюрист-правозащитник. - А он в судебной плоскости. Буквально на днях я сам обратился в суд, после того как страховая фирма в очередной раз отказала мне в договоре на «автогражданку». Уверен, если автомобилисты начнут массово обращаться в суды, дело сдвинется с мёртвой точки. Состояние законодательства и практики по ОСАГО сегодня таково, что страховщики не хотят взаимодействовать с автолюбителями по-хорошему, как это прописано законом. Придётся по-плохому - нести иски в суд». 

Существуют и другие способы приструнить страховые фирмы, увиливающие от продажи полиса. Это либо официальное обращение в Роспотребнадзор, либо УФАС или в прокуратуру. 

«Жалобы на действия страховщиков на рынке «автогражданки» волгоградцы приносят по десятку в день, - рассказала Полина Шкаруппа, представитель УФАС в регионе. - Всего с начала года поступило около тысячи обращений. Из этого можно сделать вывод, что решение проблемы в регионе не найдено». 

Кстати
В большинстве регионов страны компания РОСГОССТРАХ во избежание возникновения социальной напряженности не будет поднимать цены на полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортирных средств (ОСАГО) выше нижней границы тарифного "коридора", установленного Центральным банком России. Об этом заявил директор филиала Росгосстрах в Волгограде Овчаров Юрий Викторович. «Мы сегодня видим, что большинство страховщиков, в том числе 9 из 10 компаний, входящих в ТОП-10, повысили цены по максимальной границе тарифного коридора. Но для РОСГОССТРАХА ОСАГО - это не тот вид, в котором стоит задача заработать. Здесь цель - не уйти в минус, обеспечив при этом полисами миллионы наших клиентов, которых только за 2014 год стало на 38% больше», - отметил директор Волгоградского филиала Юрий Овчаров. В 59 регионах, в том числе и в Волгоградской области, указал Юрий Викторович, для клиентов рост тарифа составит даже не 40%, а около 33%, если считать от цен, установленных РОСГОССТРАХом на ОСАГО 1 октября 2014 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах