Подавляющее большинство писем читателей в редакцию «АиФ»-Нижнее Поволжье» – это справедливые жалобы на годами не решаемые на местах проблемы.
Вопросов к местной власти накопилось действительно много, однако совсем недавно в конце тоннеля появился свет. С чем связаны надежды на лучшее будущее и где в нашем регионе местная власть работает всем на зависть?
Реформа провалилась
Возрождение местного самоуправления как реальной силы, способной менять жизнь на территориях к лучшему, связывают с прошедшим в январе 2024 г. в Москве первым Всероссийским муниципальным форумом «Малая Родина – сила России». Возможностей обменяться опытом и почерпнуть лучшие идеи коллег там было много: в форуме приняли участие 7,5 тыс. представителей МСУ из 89 регионов РФ.
Как считают эксперты, важно, что такой форум вообще состоялся. Дан сигнал к тому, чтобы местное самоуправление, несмотря на всю сложность нынешней ситуации, укрепить финансово (лучшим территориям уже выделили деньги на определённые проекты) и поддержать морально (в стране ввели звание заслуженного работника МСУ).
– Последние лет пять рейтинг муниципальной власти только падал, из полномочий у неё осталось лишь одно – печать, – отмечает президент Центра гражданского образования (Волгоград) Инна Прихожан. – Люди перестали поддерживать местную власть, доверять ей. А между тем те, кто прошёл школу МСУ – это золотой фонд управленцев, не случайно примерно 80% из числа тех, кто находится сейчас у власти в стране и в регионах, прошли через местное самоуправление.
Эксперт напоминает: федеральные власти уже предпринимали попытки возрождения института местной власти в ходе административной реформы 2005 г. Тогда муниципалитеты получили от 22 до 35 полномочий и, казалось бы, реальные рычаги влияния на жизнь территорий. Но с финансами оказалось хуже.
– Реально в тот момент МСУ могло справиться с пятью-шестью полномочиями, не более, – резюмирует Прихожан. – Постепенно полномочия стали передавать наверх, и реформа провалилась под тяжестью вертикали власти, а на местах возник острый дефицит управленцев.
Пошли на прорыв
Но не таковы наши люди, чтобы опускать руки даже в самых непростых условиях. Дефицит финансов для нас болезнь хроническая, зато с идеями и желанием действовать всё в порядке.
Доказательством может служить то, что два сельских поселения области на форуме вошли в число победителей федерального конкурса «Лучшая муниципальная практика – 2023». Причём победили наши в сложной категории – экономической политики и управления финансами, обогнав более 240 конкурентов из 64 регионов РФ.
Одним из победителей стало Паньшинское сельское поселение Городищенского района. Территории повезло: здесь находится крупнейшее предприятие «Сады Придонья», которое много лет её поддерживает.
А вот второй победитель, Калиновское сельское поселение Киквидзенского района, – это два обычных небольших населённых пункта, где проживает всего 658 человек. Развивать муниципально-частное партнёрство в таких условиях – сродни подвигу, ведь из бизнеса, как правило, в такой глубинке присутствуют лишь пара-тройка фермеров да несколько магазинчиков.
Зато есть другое: в Калиновском все люди работящие и друг друга хорошо знают.
– Это здорово помогает, ведь наши жители – это или мои бывшие ученики, или их родители, – смеётся глава поселения Надежда Евсеева.
В прошлом она преподаватель химии и замдиректора по воспитательной работе местной школы. Педагогике отдала 22 года, но неугомонный нрав и такое же неуёмное желание изменить жизнь к лучшему привели её сначала в ТОС, а затем в сельскую администрацию, которую Надежда Евсеева возглавляет уже третий срок.
– Каждые выборы для меня – это как восхождение на очередную высоту, – признаётся глава. – В первый раз удалось решить старую проблему села – наладить водоснабжение. После вторых выборов наша команда выиграла президентский грант. Люди тогда поверили в свои силы, поняли, что и в маленьком населённом пункте можно многое сделать. Третий срок ознаменовался вот этой, во многом неожиданной победой на форуме.
Есть идеи. И деньги тоже
Формула успеха команды Евсеевой – участие в разных конкурсах и грантах, так как при имеющемся годовом бюджете (а это немногим более 4 млн руб.) проблем не решить и близко. Потому здесь создали два кооператива: один молочный, второй птицеводческий, получили на них областные гранты.
Теперь кооперативы ежегодно отчисляют 905 тыс. руб. в бюджеты всех уровней. Это даёт возможность не только решать проблемы территории, но и принимать участие в других грантах, ведь одним из основных условий получения средств является как раз софинансирование.
– Надо действовать, нельзя сидеть сложа руки и ждать манны небесной, люди нас выбирали не для этого, – рассуждает Евсеева. – Надо стучаться во все двери и пробовать новое.
Новое в Калиновском теперь точно попробуют – с форума глава поселения вернулась с масштабными планами и задумками. И с деньгами – премия поселению составила 4,2 млн руб.
Смогут ли повторить такой опыт в других поселениях?
– Всё зависит от того, насколько региональная и центральная власть поделятся с МСУ полномочиями и подкрепят их финансово, – считает Инна Прихожан. – При этом, если всё пойдёт как надо, на выстраивание реально работающей модели МСУ уйдёт от пяти до десяти лет.
Да, срок немалый, но уже по ходу жить станет лучше – а, возможно, где-то и веселей…
Парадоксы «малых дел»
В последние годы в практику муниципального строительства активно внедрили не столько всестороннее развитие, сколько реализацию конкретных проектов. Насколько эффективна такая политика «малых дел»?
«Если на заре действия 131-го закона о местном самоуправлении на местах ещё имели возможность оставлять в своём распоряжении большую часть заработанных на территории средств, то потом произошла жёсткая централизация финансовых потоков. Деньги частично спускаются обратно в муниципалитеты или в виде целевых трансфертов на выравнивание бюджетного обеспечения, или под конкретные точечные проекты, программы, – говорит депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов. – В итоге получаем парадокс – деньги дают на строительство школы, ФОКа, стадиона и т. д., но при этом новый объект «сажают» среди разрушенных дорог и сетей.
Взять, например, райцентр Калач-на-Дону. В момент присвоения ему почётного звания «Город воинской славы» за счёт вышестоящих бюджетов в центре города отреставрировали, благоустроили пару-тройку объектов. Но отойдёшь считаные метры от центральной площади и видишь разруху и запустение.
Или другой пример – в том же Калачёвском районе в пос. Волгодонском местный детский сад закрыли, но на обустройство других помещений и тем более строительство нового объекта у местной власти средств нет.
Даже если взять Волгоград – у города-миллионника пока нет достаточных ресурсов даже для своевременной уборки улиц от снега, на благоустройство, развитие частного сектора или окраин.
Попытки выйти из замкнутого круга предпринимались: так, в 2019 г. на уровне законодательной власти региона предлагалось внедрить паспортизацию поселений с разработкой планов их развития. Однако предложение было положено под сукно.
Главная беда российского самоуправления в том, что заявленные компетенции и полномочия МСУ за редким исключением не совпадают с реальным объёмом финансирования. И пока ситуация не изменится, развития не будет».
Прямая речь
Председатель ТОСа «Перелазовское-Центр» Клетского района Валентина Петечук:
– Очень приятно, что почётное звание «Заслуженный работник местного самоуправления РФ» теперь могут получить также активисты ТОСов, ведь эти некоммерческие организации тоже являются институтами местного самоуправления. Причём, как показывает опыт Волгоградской области, общественное самоуправление содействует решению проблем не только местах, но и на федеральном уровне. Так, инициативу нашего ТОСа, чтобы сельские участковые больницы смогли продавать лекарства жителям, поддержала Госдума РФ.