Пока депутаты Госдумы только задумались об обязательных страницах представителей власти в соцсетях, в Волгоградской области подобное уже реализуется.
Губернатор Андрей Бочаров подписал постановление, согласно которому комитеты региональной администрации должны завести аккаунты в «Одноклассниках» и «ВКонтакте». К чему приведёт электронное хождение власти в народ, разбирался «АиФ»-НП».
Ответят по инструкции
Как это будет выглядеть на практике? К 8 мая руководители областных комитетов и ведомств должны определить сотрудников, ответственных за работу с сообщениями пользователей. Это будут не рядовые клерки – ранг должен быть не ниже замруководителя. Назначат и тех, кто будет готовить и публиковать ответы на обращения пользователей. Координировать работу будет Центр управления регионом (ЦУР), контролировать в целом – вице-губернатор Геннадий Шевцов.
Глав городов и районов постановление прямо не обязывает вести соцсети, но рекомендует им принять локальные акты в этом направлении.
Есть и ещё новшество: на страничках в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» дважды в неделю будут публиковать не менее пяти постов о деятельности комитета или другую общественно значимую информацию. Уделено внимание даже стилю написания постов – использовать надо лишь разговорную речь, характерную для соцсетей, без канцеляризмов и бюрократических оборотов.
Заодно сотрудники комитетов будут мониторить сообщения от пользователей – жителей области. Если они содержат просьбу, жалобу, предложение или вопрос, то на них необходимо отвечать в течение четырёх с половиной рабочих часов. Если ответ будет промежуточным, то с окончательным развёрнутым ответом чиновники не имеют права затягивать дольше недели.
Благие намерения?
Несомненно, что это новшество означает новый этап отношений власти с жителями и предполагает усиление мер реагирования, причём в крайне сжатые сроки. А вот чем норма обернётся на деле?
– Как бы ни преподносилась эта идея в качестве неформальной и быстрой связи с населением, чиновники никогда не перестанут быть чиновниками, с системой игры по очень жёстким, весьма далёким от прямого общения с народом правилам, – считает политолог Елена Шаркова. – Как быстро благая идея превращается в свою противоположность или предельно выхолащивается, я наблюдаю на примере двух недавно запущенных региональной властью телеграм-ботов. Один из них посвящён региональному здравоохранению, второй – мониторингу цен на продовольственные товары в торговых сетях. Если медицинский бот ещё относительно внятно откликается на все сообщения хотя бы в виде кратких ремарок и более-менее содержательных постов, то чат-бот о ценах просто какой-то мертворождённый. Туда сбрасывается информация, а видимой реакции никакой.
– На мой взгляд, данная система безусловно смотрится прогрессивной в сравнению с теми же кол-центрами, прямыми и горячими линиями при структурах региональной власти, но прорывной эффективности от неё ждать не стоит, – убеждён член регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян. – Стоит также иметь в виду, что любой неформальный ответ от чиновников в соцсетях не имеет юридической силы, а носит уточняющий и рекомендательный характер. В лучшем случае это скорее будет подсказка, в каком направлении заявителю двигаться дальше. Для официальной реакции всё равно необходимо направлять чиновникам привычный традиционный запрос и ждать ответа определённый законом срок – это по-прежнему до 30 календарных дней.
Есть и ещё одна опасность, которую можно наблюдать на примере вышеупомянутого чата облздрава – в комитеты, особенно поначалу, хлынет поток обращений. Как чиновники будут успевать и работать, и на обращения отвечать – большой вопрос. Но не будем спешить с выводами – скоро мы всё увидим и протестируем сами.