Примерное время чтения: 5 минут
230

С машино-места долой. У кого из волгоградцев могут отнять гаражи и сараи

Анастасия Котлярова / АиФ

Некоторые волгоградцы могут лишиться своих гаражей, машино-мест и сараев уже с 1 сентября 2022 года. Речь идет о нерадивых хозяевах, которые используют недвижимость не по назначению или не следят за ее состоянием. Например, вместо хранения автомобиля организуют в предусмотренном для этой цели помещении склад или курятник.

Изначально предполагалось, что закон начнет действовать с 1 марта 2023 года, когда вступят в силу соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ. Инициативу проявил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и предложил ускорить приход новых правил, сообщает «Российская газета». Парламентарий объясняет спешку «непростой экономической ситуацией в стране». Пока думцы поддержали идею коллеги в первом чтении.

Кого коснутся законодательные санкции, как будет исполняться закон и как его воспринимают волгоградцы, выяснял «АиФ»-Волгоград».

«Далеко зайдём»

Некоторых жителей Волгограда законодательная инициатива привела в шок.

«Я сама имею в собственности гараж. И не понимаю, по какому праву государство может заставить меня держать или не держать в нём автомобиль. Какое отношение имеют власти к моей собственности и почему считают себя вправе вмешиваться в мою частную жизнь? Это моё дело, с какой целью я приобретаю недвижимость!», – возмущается эколог и гражданский активист Галина Болдырева.

«Если строения зарегистрированы в соответствующих государственных органах, за них платятся налоги, взносы в гаражный кооператив, собственник сам вправе решать, как их использовать. Странно подавлять свободу воли человека, ограничивая его в выборе», – поддерживает политолог Елена Шаркова.

«Идея не просто неразумна – она вступает в прямое противоречие с Конституцией России, в которой одним из фундаментальных прав человека признается право частной собственности и его незыблемость как основа стабильности государства. Если гараж находится в чьей-то собственности, никого не касается, стоит там машина или хранится имущество. Думаю, если оценивать решение законодателей с точки зрения базовых прав граждан страны и ее главного закона, его нужно отменить», – категоричен доктор исторических наук Михаил Таранцов.

«Если принимать законы, которые будут ущемлять человека в его праве владеть недвижимостью, можно далеко пойти. Предположим у меня была машина, но я её продал. На этом основании у меня могут отнять гараж? Тогда и забрать квартиру, если я в ней не проживаю?», – задается вопросом председатель регодтедения организации «Движение автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян.

«Право собственности никто не отменял»

С точки зрения юриста оценивает ситуацию доцент кафедры финансового и предпринимательского права Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС Дмитрий Токарев.

«Право собственности конечно неприкосновенно – это конституционно закрепленное положение, которое никто не может отменить. Но есть особые ситуации, когда оно прекращается на основании воли собственника или помимо его воли. С этой целью законом предусмотрены механизмы защиты от недобросовестных владельцев, которые не только эксплуатируют недвижимость ненадлежащим образом, но и причиняют вред соседям или окружающей среде. В этом случае собственность изымается в судебном порядке, а владельцу выплачивается компенсация», – разъясняет кандидат юридических наук.

К случаям использования помещений не по назначению относится, например, организация в гаражах офисов или складов, размещение в них производства или содержание и разведение животных, хранение на машино-месте стройматериалов. К нарушению прав и интересов соседей – хулиганство, нарушение требований пожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических и экологических правил. К случаям бесхозяйственного содержания помещений – действия собственника, членов его семьи или арендаторов, которые приводят к разрушению окон, дверей, пола, стен, сантехники.

«Сразу нарушителя собственности не лишат – сначала он получит предупреждение. Если и после не исправится, представитель уполномоченного органа обратится в суд. И только суд может принять решение о продаже такого помещения с публичных торгов. Собственнику будут выплачены вырученные от продажи средства за вычетом судебных расходов», – уточняет Дмитрий Токарев.

«Жизнь не так идеальна»

С профессиональной точки зрения высказывается член Общественной палаты Волгограда, архитектор Михаил Норкин.

«Если человеку в свое время выдавалось разрешение на использование земли по назначению для хранения автомобиля, а он превратил гараж в сарай, это неправильно. Получается, владелец самовольно изменил целевое назначение объекта недвижимости. Это ровно такая же ситуация, как если гражданин, получив землю под строительство индивидуального дома, размещает на ней продовольственный магазин или автомойку», – поясняет он свою позицию.

Нужен сарай – следует обратиться за разрешением на выделение земли под его строительство. Власти могут предоставить участок для этих целей в соответствием с зонированием территории. И никак иначе – любые объекты можно использовать только в соответствии с правилами землепользования и застройки. Даже если они находятся в собственности, убежден архитектор.

«Я тоже за то, чтобы во всём был порядок. Чтобы в гараже стояли машины, а старая мебель лежала на свалках, утилизировалась и перерабатывалась. Это было бы замечательное мироустройство. Но жизнь, к сожалению, не так идеальна, и далеко не у всех волгоградцев есть возможность организовать своё существование по такому порядку», – возражает Елена Шаркова.

Политолог полагает, что закон не будет жизнеспособен. По той хотя бы причине, что у проверяющих, каким бы удостоверением они не обладали, нет права вторгаться в частную собственность, чтобы увидеть – что именно хранится в гараже или сарае. Если, конечно, речь не идет о чрезвычайной ситуации или происшествии.

А иловлинский фермер, литератор и публицист Андрей Прошаков со свойственным ему оригинальным подходом предлагает: если место машины в гараже, изымать служебные автомобили у депутатов, которые держат их во дворах домов. И лишать этого средства передвижения при попытке пересечь границу региона, жителями которого они избраны – во всём должен быть порядок.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах