Примерное время чтения: 8 минут
257

Синдром выученной беспомощности. Почему Волгоград оказался в хвосте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Нижнее Поволжье №3 19/01/2022
Вопреки всем рейтингам в Волгограде хватает и счастливых людей.
Вопреки всем рейтингам в Волгограде хватает и счастливых людей. / Виктор Яшуков / АиФ

Начало года в регионе выдалось на редкость бурным: непопулярная у жителей транспортная реформа и повышение цен на проезд наложились на рекордный снегопад и эпидемическую омикрон-атаку. А вишенкой на торте стал рейтинг качества жизни городов России, где Волгоград занял 71-е место из 75 возможных. 

Почему позиция миллионного города оказалось столь незавидной и кому вообще нужны такие рейтинги, разбирался «АиФ»-НП».

Доходы и расходы

Нам вообще-то к неприятным оценкам этого ежегодного рейтинга Финансового университета при Правительстве РФ не привыкать – из года в год столица области показывает в нём крайне низкий уровень «индекса счастья». Именно в нём, потому что в большинстве других подобных рейтингов, касающихся экономики, уровня жизни, заработной платы, регион чаще находится в середине списка или чуть ниже. 

Но и заподозрить авторов ежегодного исследования в предвзятости или в слишком поверхностном анализе сложно – критериев для оценки взято немало, и, главное, что они затрагивают не только материальную, так сказать, часть (зарплаты, дороги, больницы и т. д.), но и настроенческую. А настроение, судя по рейтингу, у волгоградцев неважное. 

Это притом, что в последние годы в городе сделано немало. И речь идёт не только об устройстве общественных пространств, но и о решении застарелых проблем, как то: строительство ливневой канализации и новой системы очистных станций, пуск в строй новых детских садов, школ. Да и по состоянию дорог Волгоград теперь не входит в число антилидеров в стране – не случайно именно дорожную сферу жители как раз оценили неплохо. 

Но  тогда почему всё же 71-е место? Ответ простой – всё дело в низких доходах людей.

– Освоение федеральных средств на разного рода инфраструктурные проекты – это, конечно, хорошо, – считает президент Центра гражданского образования Инна Прихожан. – Да, они улучшают качество жизни, но никак не влияют на доходы жителей. Главный вопрос остаётся прежним: на чём регион и город думают зарабатывать? Что поможет нам в ближайшие годы повысить доходы?

Связь тут также очевидная – чем больше денег будет у области и города, тем больше их осядет в наших карманах. А чем больше осядет, тем выше будет индекс счастья и тем ниже – стремление покинуть регион в поисках лучшей доли (пока что уровень склонности к миграции у волгоградцев составляет, согласно рейтингу, 53 балла из 100, это много). 

– Я инженер-строитель,  есть опыт и желание работать, – говорит волгоградец Виталий Пронин. – Но где? Заработать в нашем городе нереально. Уеду отсюда при первой возможности. 

– Мы как-то были проездом в Воронеже и приятно поразились тому, как изменился этот город за последнее время, – рассказал волгоградец Андрей Волконцев. – Там строится много жилья, очень красивые ЖК, не хуже, чем в Подмосковье. Однозначно будем переезжать: много предприятий, есть работа и достойные, по сравнению с Волгоградом, зарплаты. Так, продавцы получают там от 40 тысяч, в то время как моя жена, работая у частника, больше 15 не получала.

– Если будет решён вопрос с доходами жителей, то мы уйдём из позорных аутсайдеров по качеству жизни, – подтверждает политолог Елена Шаркова. – Падение доходов приобрело угрожающие размеры, при этом Росстат утверждает, что средняя зарплата в регионе составляет 37 тыс. руб., в то время как и 25 – это редкая удача в нашем городе.

У нас единицы промышленных предприятий, готовых предложить рабочие места с достойной оплатой. Неплохие деньги можно заработать в сельском хозяйстве, но люди неохотно идут в эту отрасль, поскольку в сёлах по-прежнему нет того минимума комфорта, который необходим для полноценной жизни. 

По мнению эксперта, уровень тревожности зашкаливает и из-за бесконечных транспортных реформ в Волгограде.

– На моей памяти  транспортная схема перекраивается чуть ли не в четвёртый раз, – продолжает Шаркова. – Причём с каждым разом становится всё хуже. Отрезая от транспортных артерий целые микрорайоны, чиновники не интересуются общественным мнением. 

Не прибавляют оптимизма и частые аварии в ЖКХ, постоянное повышение тарифов.  Потому многие уезжают, а молодёжь не хочет рожать – она не верит в будущее региона. 

Мнение эксперта подтверждают цифры: с 2020 по 2021 год область покинули 16 480 человек, Волгоград – 4235 жителей. Согласно опросам, ещё большее число волгоградцев планирует  переезд или мечтает об этом. 

Достучаться до властей

Однако есть в рейтинге и ещё один момент, который заставляет задуматься: высокая тревожность жителей и значительное количество социальных конфликтов, обращений в суд. Это в том числе и следствие сбоев в системе управления муниципалитетами и регионом в целом. 

– Сейчас достучаться до власти стало всё равно как дотянуться до небес, – переживает жительница Волгограда Ольга Конева. – В пандемию  все в основном перешли на «дистанционку», и этот метод так понравился чиновникам, а также различным коммунальным и прочим структурам, что общение по телефону и через сайт стало единственным способом коммуникации. 

– В первую очередь государственную систему управления надо скорректировать в сфере малого и среднего бизнеса, – считает председатель Волгоградского центра  защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко. – Сейчас реализуется немало важных программ, но проблема в том, что в них задействованы разные комитеты и каждый действует в меру своих сил и интересов. В итоге получается как в известной басне про лебедя, рака и щуку. Например, комитет сельского хозяйства заявил о развитии проекта агротуризма. Отличный проект, но ведь у комитета задачи, как мы понимаем, иные. А вот если бы на этом направлении объединить усилия ещё и комитетов по туризму и экономике, вот тогда, думаю, был бы иной эффект. Или сейчас вопрос поддержки самозанятых отдали соцзащите. Но как этот комитет может помочь людям, которые вступают на стезю предпринимательства? Через наш центр за прошлый год таковых прошло пять тысяч, и  могу сказать, что большинство из них не готово стать предпринимателями. В этом плане также нужно объединить усилия разных комитетов или создать единую платформу развития бизнеса – такое управление было в регионе в 2000-е годы и находилось оно в прямом подчинении губернатору. 

По мнению Шибченко и других экспертов, именно малый и средний бизнес может стать той опорой, которая поможет региону повысить и уровень жизни, и индекс счастья.

А пока справедливости ради надо отметить, что мы медленно, но верно движемся вверх, даже в позициях того же рейтинга. Так, в прошлом году Волгоград занял там последнее, 75-е место, а в этом поднялся на четыре позиции. Во-вторых, в Волгограде создают рабочую группу для разработки десятилетней программы развития города. Как пояснили в мэрии, в документе будут учтены основные «болевые точки» города: состояние ЖКХ,  внутриквартальных дорог и дворов, благоустройство, озеленение, транспорт и другое. Ну, поживём – увидим...


Комментарий. Член регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян: «Известно, что для эффективного управления муниципалитетом его население не должно превышать 200 тыс. человек. Поэтому считаю, что есть смысл пересмотреть всю систему управления миллионным Волгоградом. При этом 350-тысячный Волжский лучше не трогать, так как система управления  в городе более или менее работает. 

В Волгограде же необходимо отдать властные полномочия в районы, возможно, попутно создав небольшие районные думы (но при этом не стоит создавать лишних кормушек для муниципальных депутатов).

Как итог мы получим муниципальную власть, которая станет ближе к народу и сможет оперативнее работать в любой кризисной ситуации. По примеру недавнего снегопада – каждый район занимался бы очисткой, а не ждал бы указаний от центральной власти в городе. 

Считаю, что необходимо  разработать для всей Волгоградской агломерации градостроительный документ – генеральный план. Приложением к нему бы шла комплексная транспортная схема.
Единый план застройки агломерации может стать защитой от незаконной и мошеннической застройки, а также стимулировать строительную отрасль. А единая транспортная система должна  координироваться из общего  центра, и это должно коснуться автобусов, троллейбусов, трамваев и, возможно, электричек».

Мнение. Доктор медицинских наук, невролог Алексей Долецкий: «Что касается влияния рейтингов на умонастроения жителей, то в нейрофизиологии есть такой термин – «синдром выученной беспомощности». Когда человека ругают и критикуют, когда ни одно действие не приводит к положительному эффекту, он перестаёт пытаться что-то делать («Зачем? Всё равно ничего из этого не получится...»). Определённая подача информации очень этому способствует. Не все СМИ пишут, что ещё недавно у нас было последнее место в рейтинге, не ищут поводы для гордости и повышения самооценки. И – вот сюрприз – появляются «депрессивные города», а у немногих энтузиастов опускаются руки, потухают глаза или появляются мысли о переезде в другой город». 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах