О самом докладе власти предупреждали, но так, что узнали о событии единицы – информация была размещена в непопулярных пабликах. Так что послушать мэра пришли в основном свои – депутаты, чиновники, но были и редкие общественники.
Что узнала публика из 40-минутного доклада? «АиФ-Нижнее Поволжье» даёт короткую оценку его ключевым разделам.
Дороги, школы и чистота
Бюджет (из доклада В. Марченко): «Бюджет впервые приблизился к 33 млрд руб. Собственные доходы составили 8 млрд руб. Это свидетельствует о плановом развитии всех отраслей бюджетного сектора города».
Стоит только вспомнить, что именно из-за нехватки бюджетного финансирования городские власти приняли в минувшем году спорное и непопулярное решение о передаче трамвайного парка, включая линии скоростного трамвая, в концессию. Не обрадовало горожан и повышение стоимости платы за проезд с 1 января этого года. Упомянем и хроническое недофинансирование детского спорта, о котором писали не раз.
Дороги: «В 2022 г. отремонтировано более 80 дорог протяжённостью свыше 65 км. Отдельное внимание уделяется вопросу восстановления тротуаров – в 2022 г. отремонтировано более 40 км».
Дороги в Волгограде стали лучше – это жителей очень радует. Но по-прежнему много жалоб на то, что во дворах «забывают» восстановить дорожное полотно после работ на коммунальных сетях.
Общественный транспорт: «В 2022 г. мы закупили 56 троллейбусов с автономным ходом. В планах до конца этого года купить порядка 200 экологичных газомоторных автобусов».
Власти упорно не слышат жалобы жителей, что добраться из одной части в города в другую в ряде районов на общественном транспорте по-прежнему проблематично. За восстановление движения электротранспорта на юге города и против замены троллейбусов на автобусы волгоградцы собирали тысячи подписей. Реакции властей не последовало. Горожане разочарованы и тем, что в планах не нашлось места третьей очереди скоростного трамвая.
Образование: «В 2022 г. в Волгограде открыла двери школа-тысячник в Красноармейском районе. Все будущие образовательные учреждения обязательно будут с комплексом спортплощадок».
Новые школы – это отлично, и таких всё больше. Но за рамками доклада осталась история с затянувшимся до неприличия ремонтом школы № 36 в Ангарском посёлке Дзержинского района, где завершить реконструкцию здания планировали ещё в 2020 г.
Борьба со свалками: «В 2022 г. в Волгограде ликвидировано 112 свалок объёмом почти 17 тыс. куб. м. Ещё свыше 2000 куб. м мусора вывезено из городских лесничеств».
В городе действительно стало чище. Но незаконных свалок ещё хватает, включая территорию вблизи федерального памятника бойцам 64-й армии «Лысая Гора». Год назад на проблему обратил внимание федеральный Росприроднадзор. Местные власти пока только обещают взяться за наказание виновных.
Аварийное жильё: «В 2022 г. из аварийного жилья переселены 1146 волгоградцев, аварийный жилой фонд сократился более чем на 15 тыс. кв. м».
Здесь можно только напомнить слова главы государства В. Путина на встрече с руководством региона 2 февраля текущего года: «Большой процент аварийного жилья, к сожалению. С этим нужно бороться, принимать соответствующие решения…»
ЖКХ: «В Волгограде строятся новая котельная взамен выведенной из эксплуатации в Краснооктябрьском районе, котельная ТДиН в центре, системы водоснабжения и водоотведения в посёлке Солнечном. В 2022 г. стартовала утверждённая губернатором программа, предусматривающая приведение в порядок 180 дворов за три года. За первый год в Волгограде были отремонтированы 45 дворов во всех районах».
В докладе главы города, увы, не нашлось места одной из главных проблем местного ЖКХ – рейдерскому захвату жилого фонда. Нельзя не вспомнить и периодические «заплывы» машин по дорогам после ливней: несмотря на усилия по реконструкции, ливнёвка не справляется. Про громкие аварии говорить не приходится – эта сфера, как известно, благополучно отдана концессионерам.
Озеленение и благоустройство: «В 2022 г. в Волгограде высажено более 25 тыс. штук зелёных насаждений. Аналогичные планы и на текущий год… В 2022 г. в Волгограде было благоустроено 19 парков и скверов, в планах на 2023 г. – ещё 11».
Тут тоже надо согласиться: город стал зеленее и краше, однако в нашем климате парковых зон много не бывает.
Что касается вопросов зала, то волгоградцев интересовало освещение в отдалённых городских посёлках, пробки на дорогах, а также судьба кинотеатра «Юбилейный» (её будут решать 25 апреля). Среди прочих прозвучало предложение лишить чиновников возможности ездить на работу на служебных авто, чтобы они могли поближе соприкасаться с проблемами родного города.
Пока в аутсайдерах
Если учесть, что на свой пост Владимир Марченко заступил в конце ноября 2021 г., то ещё не прошло и полутора лет с момента его прихода к власти. Так что пока по-прежнему рано давать полномасштабные оценки его деятельности, но можно привести данные рейтингов, которые с высокой степенью объективности отражают состояние дел в Волгограде.
К большому сожалению, цифры нерадостные. Городу-миллионнику никак не удаётся вырваться вперёд по значимым позициям, которые в целом и составляют качество жизни.
Так, например, согласно рейтингу качества жизни, составленному Финансовым университетом при Правительстве РФ по итогам исследований 2022 года, Волгоград занял 71-е место из 75 возможных. Рядом Астрахань – 73-е место. Волжский занял 57-ю позицию, Ростов – 34-ю, Краснодар – 35-ю.
Волгоград не вошёл в число лучших для жизни городов в стране ни по одной значимой позиции, как то: уровень медицины, транспортного обслуживания, ЖКХ, безопасности, комфорта и т. д. Но можно порадоваться за Волжский – он оказался среди лучших городов, где удобно строить и вести бизнес.
Обидно, что среди лидеров рейтинга много городов небольших вроде Липецка (отмечен в номинации «Медицина»), Белгорода («Лучшие дороги»), Твери («Высокий спрос на культурные ценности»). Ну как-то научились там работать для людей.
Незавидными получились наши позиции и в рейтинге Госкорпорации развития «ВЭБ.РФ», которая представила индекс качества жизни в 115 городах России по 200 показателям. Из рейтинга были исключены две столицы – Москва и Питер.
Ни по одному из показателей рейтинга нам не удалось войти в пятёрку лидеров. К тому же по большинству показателей позиции мегаполиса хуже, чем в среднем по РФ. Особенно мы отстаём по таким показателям, как «Благоустройство», «Жилищные условия», «Доход и работа», «Образование».
Справедливости ради отметим, что по показателям «Экология» и «Общество» позиции у нас среднероссийские, а по одному показателю, «Гражданские права», лучше, чем в целом по РФ.
Завершая доклад, Владимир Васильевич отметил, что в 2022 г. началась работа по формированию 10-летней комплексной программы развития Волгограда. «Она предусматривает поэтапное развитие города Волгоградской агломерации по всем ключевым направлениям», – сообщил он. Ну, подождём ещё. Нам ждать не привыкать...
Комментарий
Общественник Сергей Островский: «Считаю, администрации города необходимо наладить более тесный контакт, обратную связь с волгоградцами, чего сейчас заметно не хватает. Любой инцидент, любые ситуации в домах, общественных пространствах и т. п. местным властям следует быстро и эффективно отслеживать и отрабатывать, не дожидаясь разрастания до критических пределов.
Нужен специализированный чат, скажем, в телеграм-канале, где любой горожанин мог бы свободно передавать ответственным городским чиновникам сигналы неблагополучия в тех или иных сферах. С такой информацией важно научиться грамотно работать и эффективно реагировать».
Особое мнение
Экс-председатель Волгоградского горисполкома Юрий Староватых: «Проделана большая работа, в городе очень много сделано только за последний год, но, думаю, критика всё равно прозвучит. Недавно прочитал, что 300 миллионов при реконструкции Аллеи Героев выброшены на ветер – и в доказательство приводятся снимки, где одна опора чуть-чуть провалилась. Я как строитель считаю: эта работа в целом была сделана на высоком уровне.
Ещё момент. Некоторые горожане считают социальной патологией сам факт устойчивого пессимизма земляков по отношению к малой родине. И это абсолютно точно. Что бы мы ни делали, всё находит яростную критику.
Нулевую Продольную сделали – не так, продлили Электролесовскую – не то. Сделали объезд станции Максима Горького – не такой. Набережная у нас теперь прекрасна, но и её вид иногда критикуют.
Считаю, многие волгоградцы не ценят и не любят свой город, критично относятся друг к другу, имеют высокий уровень сопротивления новациям. Надо понимать, что пора закончить ныть, а сообща работать над новым современным обликом города и его поступательным развитием».