Бремя депутатское, безусловно, ноша тяжёлая. И чтобы справляться с грузом народного доверия стало легче, парламентарии Волгоградской областной думы решили поднять ценовую планку для закупок мебели, техники и автомобилей, которыми пользуются они сами и сотрудники аппарата думы.
Чего изволите?
Проект постановления о внесении изменений в документ, определяющий требования к закупаемым для нужд регпарламента товарам, опубликован на сайте областной думы. В список попали смартфоны, планшеты, ноутбуки, персональные компьютеры, мебель из ценных пород дерева, кожаные кресла и, конечно, автомобили.
«Изменения вносятся в соответствии с федеральным законодательством и постановлением правительства РФ», — подчёркивается в пояснительной записке к документу.
Если вникнуть в суть документа, получается, что региональные законодатели решили идти в ногу со временем. В смысле, если всё подорожало и жить стало тяжелее, надо… нет, не затянуть пояса, а поднять предельную стоимость жизненно необходимых депутату товаров.
Так, если раньше стоимость компьютерной техники не должна была превышать 50 тыс. руб., то теперь этот потолок определён в 60 тыс. руб. Автомобили ограничивали 2 млн руб., теперь — 2,5 млн руб. (для руководителей думского аппарата — 1,5 млн руб.). Машины должны быть оборудованы зеркалами заднего вида с подогревом, климат- и круиз-контролем, регулировкой по высоте и вылету рулевой колонки и т. д.
Одновременно разрешено приобретать за бюджетный счёт смартфоны ценой не более 15 тыс. руб. (ну, тут скромно), зато кресла должны быть с металлическим каркасом и обивкой (не более 40 тыс. руб.). Стоимость ноутбуков увеличилась с 50 до 60 тыс. руб., а вот стоимость персональных компьютеров возросла почти в четыре раза — с 28 тыс. в постановлении 2016 г. до 100 тыс. руб.
Автора!
По иронии судьбы, разработчиком документа о «предельных тратах» стал один из самых богатых, согласно публичным финансовым отчётам, депутатов областной думы Илья Кошкарёв. По итогам 2020 года он занял вторую строчку в списке самых богатых депутатов региона, указав годовой доход в размере 80 млн 808 тыс. руб.
— Наши областные депутаты настолько привыкли ездить на «Тойоте-Камри», что для них стало шоком известие о повышении цен на данную модель у дилеров, — считает эксперт по бюджетно-финансовым закупкам, член регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян. — В базовой комплектации «Камри» уже стоит свыше 2 млн руб., а предельно допустимая стоимость автомобилей, на которые пока могут рассчитывать депутаты, составляет эти самые 2 млн. Чтобы решить проблему, депутаты решили пойти на беспрецедентные меры — повысить на 25% (при официальной инфляции 8,4%) предельно разрешенные себе любимым траты на авто, то есть, до 2,5 млн руб.
Эксперт напомнил, что, по разным оценкам, около 20% средств госзакупок в регионе используются нерационально.
— Весомая доля закупок для бюджетных заказов проводится путём заключения контракта по максимальной цене ввиду отсутствия должной конкуренции, а также процветающих картельных сговоров, — уверен Эдгар Петросян. — Всё дело в нарушениях в документации, в нерациональном характере использования бюджетных средств, которые можно при желании довольно просто проследить и отсечь, не допустив реализации таких закупок.
Но вот как сами депутаты объясняют происходящее:
— Вопрос о стоимости подобных закупок для региональных законодателей лежит исключительно в этической плоскости, в вопросе нашего доверия к органу власти, поскольку никаких правовых нарушений здесь абсолютно не просматривается, — говорит депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов. — Раз избиратели наделили депутатов полномочиями, то должны осознавать, что выполнение таких полномочий связано с выполнением задач определённого уровня сложности, которые невозможно осуществлять без финансовых затрат. Можно, конечно инициировать некую популистскую компанию, чтобы пересадить законодателей на, условно говоря, отечественные уазики, но тогда сложновато будет говорить об эффективности депутатской работы.
Во время работы в округах с избирателями депутаты иногда вынуждены проводить в дороге чуть ли не дни напролёт, приводит пример Александр Осипов. В целом, по его мнению, траты на обеспечение депутатской работы в нашем регионе не сверхнормативные, они очень скромные. Даже скромнее, чем было при Николае Максюте и некоторых последующих губернаторах.
— Скажем, автопарк думы меняется весьма редко, – уточняет депутат. — за последние пять-семь лет я припоминаю восемь или девять покупок новых автомашин. Весьма редко обновляется и оргтехника, порой раз в шесть-семь лет. Стоит также учесть, что в последнее время наша облдума лишилась возможности самостоятельно определять себе траты на обеспечение собственной деятельности. Этим де-факто занимается губернатор и финансовый блок областной администрации. «Добро» на повышение затрат на обеспечение деятельности регпарламента также сейчас даёт исключительно губернатор.
Возвращаясь к доходам избранников, отметим и такой момент: волгоградец Илья Кошкарёв со своими доходами тоже далеко не лидер по ЮФО. Да, он опережает самого богатого члена регпарламента Астраханской области — Михаил Дербасов за 2020 г. заработал 65 млн руб., — но заметно уступает кубанцу Дмитрию Лоцманову (328 млн руб.) и ростовчанину Евгению Дегтярёву (123 млн руб.). Так что, наверное, это не депутаты такие богатые. Это мы такие бедные.