Примерное время чтения: 12 минут
568

Ирина Соловьева: «В прогнозе развития Волгограда нет развития»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Нижнее Поволжье 09/10/2013

3 октября состоялись публичные слушания по «Прогнозу социально-экономического развития Волгограда на 2014 год и период 2015-2016 годов». Этот документ вызвал немало нареканий.

О качестве составленного прогноза и работе местных властей и пошла речь в беседе с Ириной СОЛОВЬЁВОЙ, членом комитетов Волгоградской городской думы по бюджету, налогам и сборам, по городскому хозяйству.

Формальная работа

- Ирина Анатольевна, вы принимали участие в публичных слушаниях и выступили на них. Не могли бы вы кратко рассказать нашим читателям о сути обсуждаемого документа.

- «Прогноз» составлялся администрацией города Волгограда на трехлетний период. В нём должна была быть сформулирована перспектива ближайшего развития и отражаться конкретные действия муниципальной власти по важнейшим аспектам жизни города. Именно этот документ лежит в основе формирования муниципального бюджета. «Прогноз социально-экономического развития» - фундамент политики местных органов власти на следующие три года. Он касается интересов каждого волгоградца. Это ключевой документ города. Однако, ознакомившись с ним, я полагаю, что при его составлении был допущен элемент формальности. Да, этот документ должен быть в соответствии с действующим законодательством. Но нам сегодня предложили «Прогноз» развития города, в котором нет его развития и не исключено, что его не будет минимум три года. С этим, конечно, согласиться нельзя. Поэтому я, как депутат, представляя интересы жителей города, посчитала невозможным оставаться в стороне и подняла вопросы, напрямую затрагивающие наиболее значимые стороны жизни населения.

- Какие положения «Прогноза социально-экономического развития Волгограда» вызывают у вас самые большие нарекания?

- Во-первых, документ в представленном виде не соответствует всем нормам муниципального «Положения о бюджетном процессе». Кроме этого, содержание «Прогноза» не отражает в требуемой мере решения задач, изложенных в соответствующих Указах Президента РФ, обозначенных в бюджетном послании Президента и целом ряде распоряжений Правительства РФ. Нельзя не сказать, что у города есть стратегический план развития, который вместе с тем заслуживает отдельного внимания, прежде всего, как несовершенный документ. Но хочу отметить, что если бы при составлении «Прогноза социально-экономического развития Волгограда» отсутствовал формализм, то это бы позволило выявить и проблему отсутствия программы стратегического развития города в целом. О чём я неоднократно в последнее время говорю, выступая на различных информационных площадках. Сейчас же мы видим, что составители «Прогноза» не смогли представить внятную программу действий муниципальной власти не только вперед на три года, но даже и на 2014 год. Не соблюден при составлении «Прогноза» и принцип сопоставления параметров с ранее утверждёнными, а также описания причин и факторов прогнозируемых изменений. Поэтому на публичных слушаниях не представилось возможным услышать, по какой причине по сравнению с предыдущим «Прогнозом» площадь муниципального жилья, которая должна быть введена в эксплуатацию с 2014 года, уменьшилась с 10 тыс. кв. метров до 4,35 тыс. кв. метров. И если ранее предполагалось в период с 2013 года по 2015 год улучшить жилищные условия 600 семей волгоградцев ежегодно, то сегодня уже речь идет лишь о 200 семьях.

Считаю необходимым сказать и о том, что в представленном «Прогнозе» не нашли своего отражения и вопросы реализации муниципальных целевых программ по развитию города, особенно по городскому хозяйству, без которых не может быть развитие в принципе. В прогнозе упоминаются отдельные из них, но даже они не содержат путей финансирования и реализации, что ставит под сомнение их исполнение. Нет в «Прогнозе» и основного, как я полагаю, раздела, отражающего пути выхода города из «долговой ямы». Ведь сегодня размер муниципального долга, долгов за энергоснабжение, долгов муниципальных предприятий превышает 11 млрд рублей при бюджете города 15 млрд рублей. Без понимания этого ни о каком развитии речи быть не может. Эту же обеспокоенность разделяет также и КСП в своём выступлении на слушаниях.

- Тем не менее участники публичных слушаний его одобрили.

- Да. Но нельзя и не отметить тот факт, что эти публичные слушания проходили в здании администрации Волгограда и присутствующие по большей части являлись чиновниками, ввиду, как я полагаю, недостаточного, как всегда, оповещения в СМИ о времени и дате их проведения. Именно этим можно объяснить, что горожан в зале практически не было.

- А какова позиция Волгоградской городской думы по «Прогнозу социально-экономического развития»?

- К сожалению, этот документ в Волгоградской городской думе не рассматривался. Хотя лично я считаю, что «Прогноз» является одним из основополагающих. Поэтому уже на первом заседании комитета Волгоградской городской думы V созыва по бюджету, налогам и сборам, в состав которого я вхожу, мной был поставлен вопрос о необходимости рассмотрения данного документа в городской Думе с принятием требуемых для этого рекомендаций. Полагаю, что это в немалой степени способствовало бы как формированию, так и принятию представительным органом власти очередного бюджета Волгограда.

Поспешишь - людей насмешишь

- Скажите, а как вы относитесь к инициативам нового руководства города? Например, к изменению схемы движения «маршруток» по пр. Ленина в границах улиц Краснознаменская и 7-я Гвардейская.

- Прежде всего, не могу согласиться с той поспешностью, с которой предлагается принять решение по довольно серьёзному вопросу. В городской Думе бывшего созыва я более трех лет являлась председателем комитета Думы по городскому хозяйству, и поэтому проблема пассажирских перевозок и транспортного потока мне хорошо известна. Городской Думой IV созыва уже разработаны соответствующие Правила, регулирующие вопросы работы пассажирского автотранспорта. Но это лишь начальный этап, т. к. для организации решения данного вопроса необходимо принятие комплекса мер, и они требуют своего решения не только в зимний период, как это предлагается сделать в целях беспрепятственной уборки снега. Необходимо думать прежде всего о соблюдении интересов жителей города, которые пользуются пассажирским автотранспортом. По моему мнению, в решении вопросов местного значения здесь нельзя идти по пути - «разрушим, а затем…». Как и нельзя забывать о бюджетных затратах, которые необходимы для правильной организации транспортного вопроса. Вызывает сомнение в скором урегулировании этого вопроса и срок, с которого должна заработать новая схема движения пассажирского автотранспорта, т. е. с ноября текущего года.

- А что вы думаете о предложении запрета парковки на улицах Советская и Чуйкова?

- Безусловно, необходимо освобождать проезжую часть от припаркованного транспорта, чтобы повысить скорость движения и минимизировать пробки. Но это должен быть комплекс заранее продуманных действий. Прежде чем запретить парковку, нужно создать для автомобилистов альтернативу. Сначала должны быть оборудованы паркинги в разрешённых местах, и только после этого можно вводить ограничения в других. А пока, к сожалению, здесь так же, как и при решении других вопросов, лишь одни слова без каких-либо обоснований.

- Ирина Анатольевна, а какова ваша позиция по проекту решения о бесплатной раздаче молочных продуктов малоимущим волгоградцам с детьми до двух лет?

- Честно говоря, я также вначале подумала, что речь идёт о возврате тех молочных кухонь, которыми раньше пользовались все волгоградские семьи, имеющие маленьких детей. То есть учреждений, которые работали под строгим надзором органов здравоохранения, чья продукция должна была соответствовать жёстким требованиям, предъявляемым в те годы к продуктам детского питания. Но, к сожалению, это оказалось совсем не так. Как выяснилось, инициатором данного проекта - главой Волгограда - предлагается предоставить какой-то посреднической организации, в размере 161 млн рублей в год, право выдавать молочную продукцию, закупленную за счёт городского бюджета, через так называемые «раздаточные пункты». Такая форма социальной помощи вызывает, мягко говоря, недоумение. По сути дела, у малоимущих семей забирают денежную льготу, которой они пользовались до сих пор, и заменяют натуральной. Не могу не сказать и о том, что предлагаемый вариант не исключает и возможности наличия со стороны заинтересованных лиц различного рода злоупотреблений. Чего, конечно, не должно быть. Поэтому я считаю, что молочная кухня должна оказывать свою помощь в том виде, как она была на момент своего образования. И поэтому никакие «нововведения» не заменят прямого предназначения этой формы социальной поддержки населения. О чём и просят жители города в своём обращении, направленном в адрес Президента РФ и губернатора Волгоградской области.

Нужна грамотная стратегия

- 9 октября состоится заседание Волгоградской городской думы. Насколько мне известно, один из вопросов повестки дня звучит как «внесение изменений в структуру Волгоградской городской думы». О чём идёт речь?

- О предложении главы Волгограда увеличить количество комитетов, заместителей председателя Волгоградской городской думы. Сразу хочу сказать, что расширение структуры городской Думы не подтверждается каким-либо рациональным обоснованием. И делается это, несмотря на то, что городской Думе в этом году было рекомендовано губернатором Волгоградской области, региональным отделением партии «Единая Россия» принять незамедлительные меры по сокращению затрат на содержание органов местного самоуправления города, в состав которых входит и Волгоградская городская дума. Могу сказать, что в период моей работы первым заместителем председателя Волгоградской городской думы и исполнения полномочий главы Волгограда проведена работа по созданию новой структуры городской Думы и по сокращению затрат бюджета на её содержание. С учётом обоснованности и требуемой оптимизации мною предлагалось оставить в Думе только восемь комитетов и трёх заместителей председателя Думы. При этом следует отметить, что сокращение структуры не повлияло бы на работу представительного органа власти. Но сегодня мы видим другой подход по формированию данной структуры. Для сведения могу сказать, что в данный момент Волгоградская городская дума уже имеет, без планируемых изменений, 16 комитетов и 7 заместителей председателя. Тогда как в таких городах, превышающих миллионную численность, как г. Самара - всего 2 заместителя и 10 комитетов, в Нижнем Новгороде - 2 заместителя и 9 комитетов. То же самое можно сказать о представительном органе власти в Санкт-Петербурге.

Приоритет - жители

- Как вы можете объяснить складывающуюся картину в органах власти?

- К сожалению, сегодня есть основания констатировать несоответствие государственной политики управления муниципалитетами той обстановке, которая происходит у нас.

Президент РФ сегодня называет проблему эффективности бюджетных расходов, которая не может не влиять на решение вопросов местного значения, «базовым вопросом государственного управления», и эта проблема затрагивает в том числе муниципалитеты. В. Путин предлагает, во-первых, формировать бюджет на программной основе с использованием бюджетных нормативов, которые соответствуют лучшим соотношениям бюджетных затрат и конечного результата.

А у нас складывается картина бессистемных идей руководства нашего города. С каждым днём становится очевидно, что в отсутствии у них чёткого представления о планировании и стратегии развития Волгограда, о направлениях решения городских проблем мы никогда не получим позитивного результата и эффективного расходования бюджетных средств.

- Есть ли выход?

- Жизнь миллионного мегаполиса требует комплексного управленческого подхода, а не спонтанных, разрозненных предложений, не способных кардинально изменить ситуацию. Мною, как руководителем городского отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, разработана «Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2025 г.». В ней отражены все те проблемы, о которых мы с вами сегодня говорили: долгосрочных приоритетов, дорожного трафика, социальной поддержки, эффективной структуры городского управления. И те, которых мы сегодня не касались. В частности, жилищно-коммунального хозяйства, инвестиций, экономики. Но главное, что в «Стратегии» описаны конкретные пути их решения. Документ прошёл экспертизу и получил положительное заключение ведущего экономического исследовательского центра, консультирующего российское правительство, - Института экономической политики им. Гайдара.

Кроме того, нынешним главой Волгограда, по моему мнению, не соблюдается принцип разделения власти, предусмотренный действующим законодательством. А это влечёт за собой необоснованное вмешательство в деятельность администрации Волгограда в решении вопросов, находящихся в компетенции исполнительно-распорядительной власти. Этого допускать нельзя. Необходимо понимать, каким образом Дума, не вторгаясь непосредственно в хозяйствующую деятельность, должна ставить в ответственное положение администрацию города по решению вопросов местного значения. Этого понимания мы не видим, что негативно сказывается на управлении городом в целом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах