Примерное время чтения: 9 минут
233

Ирина Соловьева: «Дума может и должна работать»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Нижнее Поволжье 25/07/2012
Фото: из архива «АиФ» – НП»

Два месяца назад Ирина Соловьёва были избрана первым заместителем председателя Волгоградской городской думы. В ее полномочия вошли вопросы бюджета и экономики, и это не единственное направление деятельности, которое на данный момент она считает приоритетным.

Резерв в налогах

– Ирина Анатольевна, какие вопросы вы считаете в своей работе наиболее важными?

– Своей первоочередной задачей считаю контроль за исполнением доходной части бюджета, её пополнением и расходованием бюджетных средств. Это необходимо потому, что в городе остаются нерешенными многие вопросы – такие как ремонт дорог, освещение, уборка и озеленение городских территорий. Следует обратить внимание и на качество предоставляемых муниципальных услуг, как, например, качество детского питания в дошкольных и образовательных учреждениях или того же ремонта дорог  и многих других.

Не могут не беспокоить и имеющиеся на сегодняшний день долги муниципальных унитарных предприятий за поставку энергоресурсов. Также не снижается объём муниципального долга города. А это весьма значительные суммы. Поэтому сейчас необходимо грамотно строить бюджетную политику – находить и использовать резервы для пополнения доходной части городской казны, сокращать ненужные расходы и искать новые формы рационального управления стратегически важным муниципальным имуществом.

– А за счёт чего можно пополнить доходы бюджета? Повышать налоги?

– Нет, об этом речи не идёт. Как показало аналитическое исследование, проведённое недавно контрольно-счётной палатой Волгограда, нужно прежде всего улучшить собираемость как уже существующих налогов, так и неналоговых платежей и сборов. Например, администрация города должна активнее взаимодействовать с налоговой службой по выявлению объектов, подлежащих налого­обложению.

Есть резервы и в повышении собираемости неналоговых платежей. В своё время комитет думы по городскому хозяйству, который я тогда возглавляла, неоднократно указывал на то, что платежи за пользование земельными участками собираются скорее всего не полностью. То же самое установила и КСП в своём исследовании. По её данным, доход, получаемый муниципалитетом от использования земельных участков, составляет только 30 процентов от общей суммы реально возможного дохода. Нужно также создавать привлекательные условия для приобретения земельных участков в собственность или сдачи их в аренду, снижать бюрократические барьеры при оформлении необходимых для этого документов.

Считаю, что у нас не в полной мере используются резервы пополнения доходной части бюджета и из других источников. Например, администрация города должна эффективнее работать над тем, чтобы создавать более привлекательные условия для инвесторов. Ведь инвестиции – это новые рабочие места для жителей Волгограда, прежде всего молодёжи. Вы знаете, как нелегко трудоустроиться у нас молодым специалистам, поэтому многие из них вынуждены уезжать из города. Кроме создания новых рабочих мест, привлечение инвестиций, запуск новых производств, предприятий сферы обслуживания принесут обновление и обустройство городских территорий и, разумеется, пополнят казну города за счёт поступления дополнительных налогов и сборов.

Некоторые проблемы нашего муниципального образования можно решать и за счёт совершенствования межбюджетных отношений. Но, как я считаю, прежде чем обратиться к вышестоящему органу за поддержкой, нужно иметь глубоко разработанную целевую программу с обоснованием того, почему она нужна городу, и полностью собирать собственные доходы и налоги. Тогда, если своими силами справиться не удаётся, можно попросить помощи на региональном или федеральном уровне. Думаю, в этом случае городу не откажут.

Прозрачность и дисциплина

– В последнее время поднимается вопрос о переходе муниципальных образований на казначейское исполнение бюджета. Для чего это нужно и что это даст городу?

– Как известно, в нашей стране переход на казначейское обслуживание осуществляется в целях повышения эффективности исполнения бюджетов, оперативности финансирования социальных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных средств и их рациональным использованием.

Ведь что такое работа по исполнению бюджета через федеральное казначейство? Это обеспечение чёткого исполнения поступлений и обязательств день в день в соответствии с утверждёнными нормативами.

Поэтому полагаю, что усиление контроля за движением денежных средств федеральной структурой (управлением  Федерального казначейства по Волгоградской области) позволит сделать этот процесс более прозрачным и точным. Кроме того, в этом случае станет возможным оптимизировать численность работников финансовых  органов муниципального образования, что приведёт к существенному сокращению расходов на содержание аппарата администрации Волгограда, снизит стоимость финансовых операций, что для города очень важно и станет одним из первых шагов по сокращению затрат.

Возможно, такая форма исполнения муниципального бюджета в настоящее время устраивает не всех. Но нужно понимать, что это делается в интересах всего города и, конечно же, населения. Так что введение казначейского исполнения муниципального бюджета Волгограда можно только приветствовать.

Хочу отметить, что на необходимость строгого соблюдения финансовой дисциплины органами местного само­управления указал и Президент В. В. Путин в ходе недавнего заседания Государственного совета. Считаю, что переход Волгограда на казначейское исполнение бюджета будет этому способствовать. И как первый заместитель председателя думы, курирующий эту сферу, я буду рекомендовать администрации решить этот вопрос уже до конца текущего года. Над этим я сейчас работаю и считаю его вопросом первостепенной важности.

– В том же выступлении Президент обратил внимание и на то, что регионы и органы местного самоуправления должны максимально оптимизировать свои расходные обязательства. Это относится и к Волгограду?

– Да, конечно. Прежде всего нужно правильно расставить приоритеты в расходных обязательствах. Это должно ясно прозвучать в прогнозе социально-экономического развития Волгограда. Именно на основе этого документа и формируется бюджет. В прошлом году была остановлена реализация многих целевых муниципальных программ – таких, как «Светлый город», «Парки, скверы и улицы Волгограда», ремонт и реконструкция улично-дорожной сети, озеленение и т. д. Надо возвращаться к таким программам и разрабатывать новые. Но работа по их реализации также должна проходить под строгим депутатским и общественным контролем. Как вы знаете, осенью прошлого года работала депутатская комиссия по контролю за качеством ремонта внутриквартальных дорог, дворовых территорий и дорог общего пользования. Мы были в постоянном контакте с жителями нашего города, выезжали на объекты по их обращениям и с их участием. Благодаря их активной позиции, их многочисленным письмам и звонкам нам удалось выявить немало недостатков при проведении ремонтных работ и довести эти данные до сведения прежней администрации города.

В этом году мы продолжаем осуществлять депутатский контроль по этому и другим направлениям. Стоит признать, что нынешняя администрация города сделала выводы из прошлых ошибок и сейчас также усилила свой контроль за организацией и проведением ремонтных работ, которые ведутся во всех районах города.

Конечно, для проведения социально ориентированной бюджетной политики требуется больше средств, и их нужно изыскивать. В том числе и за счёт сокращения расходов на содержание администрации города и Волгоградской городской думы, что мною было также рекомендовано. С этой целью по инициативе фракции «Единая Россия» и в соответствии с рекомендацией регионального политсовета партии в думе идёт рассмотрение структуры администрации города. Считаю, что численность аппарата органов местного самоуправления может быть пересмотрена в сторону сокращения. Но это должно быть сделано так, чтобы власть на местах могла решать поставленные перед  ней задачи в интересах жителей города.

Как не потерять МУПы

– В последнее время в думе идут достаточно острые дискуссии по поводу акционирования муниципальных унитарных предприятий. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

– Да, действительно, есть различные мнения по этому вопросу. Но в любом случае необходимо признать, что управление администрацией Волгограда муниципальным имуществом, используемым для проведения хозяйственной деятельности, нельзя назвать оптимальным. Комитет думы по городскому хозяйству ранее указывал на то, что создание акционерных обществ с участием имущества муниципальной казны себя не оправдывает, поскольку часто является экономически малоэффективным и может привести к потере муниципальной собственности. Но нельзя забывать о том, что она приобреталась за средства налогоплательщиков. В этом я разделяю точку зрения контрольно-счётной палаты Волгограда, основанную на аналитическом исследовании того, как использовалось имущество муниципальной казны за последние три года. По данным КСП, на 1 рубль вложенного в акционерное общество имущества отдача составляет 0,09 руб.

Поэтому, если выбирается такая форма использования муниципального имущества, делать это нужно выборочно и очень осторожно. Потому что через МУПы, использующие муниципальное имущество, решаются многие важные вопросы местного значения. Его утрата может привести к негативным последствиям для города и горожан. Если выбирается такая форма, как акционирование, то она должна быть обоснована объективными предварительными расчётами, подтверждающими то, что именно она является оптимальной.

Необходимо также разрабатывать новые подходы к вопросу использования муниципального имущества, например, идти по пути создания казённых предприятий, заключения концессионных соглашений с предпринимателями или проведения конкурсных процедур. В частности, долги муниципальных предприятий коммунальной сферы, о которых я говорила, являются следствием неправильного выбора формы управления этим стратегически важным муниципальным имуществом, и это сейчас нужно исправить незамедлительно и управлять имуществом на конкурсной основе с выгодой для муниципалитета и населения.

– Возвращаясь к вопросу о дискуссиях, насколько они влияют на общую обстановку в думе? Ведь иногда даже звучат утверждения, что городская дума не может продолжать работать в своём нынешнем составе.

– Считаю, что действующий состав думы может и должен работать. У депутатов есть для этого необходимый потенциал. И поэтому всякого рода разногласия, какой бы острый характер они ни носили, не должны сказываться на деятельности представительного органа власти.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах