О том, что систему высшего образования ждут ощутимые перемены, «АиФ»-Нижнее Поволжье» писал весной в № 16 от 16.04.2025. Тема более чем актуальная для нашего региона с большим количеством вузов и студентов. И вот в эти дни она обрела более конкретные очертания.
Приоритеты сильно изменились
Сначала напомним, что о необходимости усиливать объём нужных экономике специалистов на федеральном уровне говорят давно, и речь здесь идёт в первую очередь об инженерно-технических специальностях.
Так, министр труда Антон Котяков, выступая в январе 2025 г. в Совете Федерации, заявил, что две трети сотрудников, в которых будет нуждаться в ближайшие пять лет рынок труда, — это люди со средним профессиональным образованием.
Необходимость ограничения платного приёма на специальности, не востребованные экономикой, отметил и президент Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию 6 февраля 2025 г. Цель, по его словам, — сократить дефицит квалифицированных кадров.
В свою очередь глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков сообщил, что регулирование коснётся всех вузов, специальностей и направлений подготовки.
Решая этот вопрос практически, в Минобрнауки РФ разработали методику определения предельного числа платных мест в вузах страны. Суть в том, что число мест для платного приёма будет равняться среднему числу студентов, обучавшихся на этом направлении на платной основе в последние два учебных года (учитывать будут 2025 и 2026 годы). Учтут также и средний балл ЕГЭ студентов, которые поступили на платную основу в указанные годы.
И ещё важный момент, который можно считать определяющим, — учитывать будут востребованность выпускников на рынке труда. То есть как бы не хотел вуз и дальше выпускать пресловутых экономистов, юристов и маркетологов, как бы охотно не шла молодёжь на эти специальности, число даже не бюджетных, а платных мест будет сокращаться.
«В современном высшем образовании есть две основные тенденции — с одной стороны, государственный заказ на бюджетные места, с другой стороны — спрос со стороны населения и фирм, — объясняет профессор, доктор экономических наук, автор телеграм-канала „Ваш карман и тренды рынка“ Игорь Бельских. — И зачастую граждане и фирмы выбирают образование на внебюджетной основе, которое для них интересно, важно, имеет перспективы. С точки госстроительства и влияния на высшее образование есть другие приоритеты, и сокращение объёма платного образования — это свидетельство того, что государственные приоритеты в вузовской сфере будут господствовать».
От 50 и выше
Очевидно и то, что реформа ведёт к сужению выбора. Выпускник будет решать: попытаться получить высшее образование по востребованной специальности или уделом молодого человека станет образование среднее.
В пользу этого свидетельствует и то, что с 2026 г. повышен средний бал по ЕГЭ, без которого не будут принимать в вузы — он должен быть не меньше 50.
«Думаю, такая новация поможет повысить уровень школьного образования, — считает бывший педагог, эксперт по образовательной сфере Антон Верницкий. — Раньше дети обеспеченных родителей знали: как бы слабо они не учились и не сдали ЕГЭ, на платное отделение их всё равно пристроят и корочку о высшем образовании они так или иначе получат. Сейчас же ценность приобретут знания, они станут дороже денег».
«Глобальная проблема нашей страны сейчас со стратегической точки зрения — это демография, а именно снижение количества молодых возрастных групп, — говорит Игорь Бельских. — Это приводит к острому дефициту рабочих рук в ряде отраслей и сфер экономики. В данном случае желание повлиять на рынок труда через профессиональную подготовку — вполне понятная государственная политика. Думаю, никаких резких движений сделано не будет, преемственность есть — цифры станут учитывать цифры набора за два года, средний балл ЕГЭ, возможно, включат и другие параметры».
За и против
Отметим также, что обычные волгоградцы в лице читателей «АиФ»-Нижнее Поволжье» инициативы по перемене курса высшего образования в основном поддерживают.
«Ещё в школе нужно выяснить способности ученика, а после школы — оценить, а какую профессию этот выпускник может реально потянуть, — пишут в комментариях наши читатели. — В институтах должны учиться те, кто может разрабатывать новые технологии».
«Когда-то мы были самой образованной страной в мире, а с этой реформой высшее образование смогут получить единицы», — уверены другие.
К чему в итоге приведёт реформа и какие в ней есть подводные камни?
«Уменьшение количества платных мест в вузах приведёт к снижению доходности у большинства учебных заведений, и это означает усиление госфинансирования, оно заменит внебюджетные средства, — объясняет Игорь Бельских. — На самом деле предпринимать меры в сфере высшего образования необходимо, она находится в трудном положении. Повышение ответственности государства, увеличение госфинансирования — это позитивное начинание. Но есть и такой момент: потребитель, абитуриент, родители, фирмы — они голосуют рублём за своё видение рынка, и, скорее всего, надо не лишать их возможности делать набор на внебюджетной основе, а больше проводить разъяснительной работы на тему приоритетов развития страны, перспектив экономики и разных специальностей».
И пока окончательной ясности в вопросе нет, с уверенностью можно говорить только об одном — наш регион реформа коснётся в полной мере, так как Волгоградская область остаётся одной из самых студенческих в стране. Так, согласно данным НИУ ВШЭ, по итогам приёма 2024 г. мы стали вторыми в России по числу прироста количества абитуриентов и первыми в стране по цифре общего приёма — 9,7 тыс. человек.