Аргументы и Факты
vlg.aif.ru
16+
Волгоград
Аргументы и Факты
vlg.aif.ru
16+
Волгоград
Примерное время чтения: 7 минут
448

Кто будет сеять и пахать? Аграрным вузам предстоит кардинальная перезагрузка

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 28. АиФ-Нижнее Поволжье №28 09/07/2025
Во многих хозяйствах сейчас дорабатывают своё специалисты старше 50–60 лет.
Во многих хозяйствах сейчас дорабатывают своё специалисты старше 50–60 лет. / Екатерина Машкова / АиФ

Волгоградская область уже не один год входит в пятёрку ведущих аграрных регионов страны, однако есть вызов, который всё больше тормозит развитие сферы АПК, – это дефицит кадров. Несмотря на наличие в регионе профильного вуза, проблема с каждым годом становится острее. 

О том, как привлечь молодёжь в сферу сельского хозяйства и как в целом перезагрузить образование в профильных вузах, шла речь на одном из пленарных заседаний Всероссийского дня поля – 2025, который проходил в Волгоградской области с 3 по 5 июля.

Начиная с детского сада

Лишь 13 % выпускников аграрных вузов идут работать по специальности – такую цифру привели представители Минсельхоза. 

«Здесь, на Дне поля в Волгоградской области, ко мне обращались сельхозпроизводители, представители машиностроительной отрасли, производители средств защиты растений, минеральных удобрений и другие с одним вопросом: где брать кадры? – сообщил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Роман Некрасов. – Все недовольны, везде не хватает людей, все спрашивают: кого готовят наши вузы? Почему студенты приходят, не имея представления о производстве? Мы понимаем, что пришло время кардинально менять систему подготовки аграрных кадров, в этом направлении уже действуют пилотные проекты».

В чём суть новшеств, которые планируют внедрять? Во-первых, подготовка кадров должна стать сквозной.

«Начинать готовить кадры для отрасли надо не со школы, а раньше, с детского сада, создавая у ребёнка ощущение, что без сельского хозяйства его жизнь не будет достаточно яркой и счастливой, – считает Роман Некрасов. – Так, сельхозмашиностроители у себя на предприятиях уже сейчас не только водят школьников, но и открывают игровые профильные комнаты для детсадовцев. Заодно ведут работу с родителями. Их тоже надо убеждать, что сельское хозяйство – это правильный выбор для ребёнка». 

А ещё все больше дают себя знать проблемы психологического плана.

«Руководители в сфере АПК сталкиваются с тем, что молодёжь, которая начинает у них работать, во-первых, не терпит критики, – говорит Роман Некрасов. – На любое замечание молодые люди возражают, мол, вы меня прессуете, не даёте раскрыться, ничего хорошего в вашем АПК нет, и увольняются. Также молодёжь не готова ждать и набираться опыта – она требует сразу высоких зарплат, при этом категорически не хочет брать на себя ответственность за решение сложных вопросов. Мы получаем всего порядка 2–3 % специалистов, которые готовы взять на себя сложный фронт работ. Все эти вопросы надо решать на уровне обучения в школе и вузе, потом уже сделать ничего нельзя. И ещё: образование надо будет вести с учётом личностных характеристик и с максимальной прокачкой способностей каждого».

Плюс две рабочие специальности

Сейчас в Минсельхозе склоняются к мысли о том, что измениться должно и наполнение аграрных программ.

«Новая модель предполагает, что первые два года в вузе будут вести общепрофессиональную подготовку по единой программе для всех, то есть преподавать профильные дисциплины – биологию, химию, математику и т. д., а потом каждый будет получать свои компетенции по будущему профилю работы, – объяснил д. т. н., руководитель Тимирязевской академии и Центра подготовки кадров для АПК Виктор Бердышев. – То есть речь идёт не о жестких специальностях, а наборе компетенций, которые нужны работодателю».

Ещё одно важное новшество: вместе с высшим образованием студенты будут получать дополнительно рабочие профессии. Например, в Томском государственном университете, который является пилотным вузом по отработке новой образовательной модели в АПК, будущие агрономы получают ещё специальности оператора беспилотников и лаборанта. 

В вузе вводят и другие новшества, например: на бакалавра обучают не 4 года, а 5 лет, как было в советские времена, здесь действует правило двух летних производственных практик вместо одной. И здесь уже обучают не по типовым программам, а исходя из потребностей отрасли и работодателей. Это – будущее всех аграрных вузов.

Так, в университете ввели программы под корпоративный заказ. Стажёрами студенты идут на предприятие со 2–3 курса, в итоге по востребованным специальностям, таким, например, как программная инженерия, 100%-е трудоустройство уже со 2-го курса. Предприятие-заказчик на подготовку кадров согласует с вузом содержание обучения и его результаты, обучает на своей базе, даёт заказы на проекты и исследования студентов, выделяет наставников и т. д. Результаты такие: примерно 50 % студентов после окончания вуза идёт в сферу АПК, остальные – в науку и надзорные органы.

Меньше теории, больше практики

А вот у самих сельхозпроизводителей свой взгляд на подготовку кадров для АПК. Они уверены: нужно снижать объём теории в пользу практики и контактов на производстве.

«Два года общегуманитарных дисциплин – это слишком много, – озвучил позицию производителей фермер и агроблогер Никита Токмаков. – На наш взгляд, одного года вполне достаточно, а дальше нужна практика, когда на второй год студент знакомится с производством, а на третий уже полноценно участвует в работе. При этом упор надо делать на экономику – как практикующий фермер могу сказать, что обучать студентов биотехнологиям и экологичному подходу – это хорошо, но в реальном производстве всегда стоит вопрос соотношения затрат и прибыли, иначе хозяйство не выживет, и студенты должны это понимать. Второе – из вуза студент должен выходить со знанием тех цифровых технологий, которые сегодня вводятся в АПК, – всех ФГИСов и т. п. Но при всём при этом наличие рабочих специальностей у выпускника вуза приветствую».

Но есть и такие вопросы, в ответе на которые единодушно сходились все, кто работает над перезагрузкой системы высшего аграрного образования. 

«Надо понимать, что в будущем понадобится система непрерывного обучения, образование перестанет быть той флешкой, которую один раз вставил и можно всю жизнь использовать, – отметил Роман Некрасов. – И ещё: согласен с мнением, что современное сельское хозяйство – это только на 5 % работа, остальное – наука. То есть ещё надо готовить исследовательские профессии – селекционеров, генетиков, конструкторов. Их будет немного, но без них невозможно развитие отрасли. 

Мнение

Заслуженный работник сельского хозяйства РФ, сортоиспытатель Николай Чеботков:

«Как-то я пытался помочь одному из крупных хозяйств области, искал им агронома. Зарплату там предлагали  150–200 тыс. руб. – и это три года назад, плюс жильё в Светлом Яре. Я, как ни старался, никого не нашёл, толковых агрономов мало, как и других специалистов для сельского хозяйства. 

Что касается реформы системы образования, то моё мнение такое: первые два года, не меньше, нужно преподавать базовые дисциплины – почвоведение, земледелие и т.д. Без этого никак! Потом проводить узкую специализацию: должны быть агрономы по защите растений, агрономы-агрохимики, садоводы, овощеводы открытого и закрытого грунта и т. д.  И, конечно, нужна обширная практика, чтобы студенты заранее столкнулись с реалиями производства. А если говорить о научных кадрах, то здесь вопрос номер один – уровень зарплат. Мало кто из молодых идёт в селекционеры и вообще в аграрную науку, так как уровень зарплат низкий.

Важно то, что сейчас, когда в сельском хозяйстве столько нового, не только дать знания молодежи, но и помочь действующим фермерам. Считаю, на уровне области и районов очень нужны консультационные центры, где можно было бы получить инфомацию как по цифровизации, так и по агрономическим моментам. 

Не в состоянии сейчас не только мелкое, но даже среднее хозяйство держать в штате всех необходимых специалистов. И также сложно им будет в конкуренции с агрохолдингами проводить целевое обучение всех нужных кадров».

Опрос

Чему нужно уделять больше времени в обучении?

  • Прикладным наукам: земледелию, растениеводству и т. п. – 53 %
  • Всё равно, что с теорией, главное – практика в поле – 32 %
  • Фундаментальным наукам – философии, физике, чтобы выходил «думающий» агроном – 7 %
  • Нам никто не нужен, скоро всех заменит искусст­венный интеллект – 8 %

(По итогам опроса 890 аграриев в агроблоге Н. Токмакова)

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах