До старта приёмной кампании осталось не так много времени, и чем она ближе, тем больше волнуются абитуриенты и родители: в этом году в силу вступят новшества, которые могут заметно изменить всю картину высшего образования в стране.
Кто слабое звено?
Эта тема для Волгоградской области весьма актуальна, так как она уверенно сохраняет статус одного из самых студенческих регионов: так, по итогам приёма 2024 г. мы стали вторыми в России по числу прироста количества абитуриентов и первыми в стране по цифре общего приёма – 9,7 тыс. человек (данные НИУ ВШЭ).
То есть получать высшее хотят многие, но вопрос в том, что рынку труда столько не надо. Точнее, надо, но определённых специальностей – в первую очередь инженерных. Потому главная задача начавшейся реформы высшего образования – прекратить чрезмерный набор по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда. И вот этот момент придётся учитывать тем, кому поступать в 2025 г., но в ещё большей степени – абитуриентам ближайших лет. Что их ждёт?
Уже в 2025 г. произойдёт заметное сокращение количества платных мест в вузах, на них даже не исключён конкурс. Причина в том, что если раньше вуз мог формировать какое угодно число платных мест, исходя из числа желающих, то теперь количество платников будут определять не менее чем за пять месяцев до зачисления, и изменить эту цифру уже не получится. При этом приоритет будет отдан техническим специальностям, в первую очередь инженерным, как уже упоминалось выше.
А вот юриспруденцию, экономику, управление, пиар ждёт заметное «секвестирование».
Спрос на таких специалистов давно намного ниже предложения, но вузы продолжают их выпускать в рекордных количествах.
Диплом на полку
«Пока я училась на юриста, специальность мне казалась интересной, – рассказывает волгоградка Ольга Прокофьева. – Стала искать работу и поняла, что зарплаты у начинающих юристов невысокие, а опыта придётся набираться не один год. В итоге стала риелтором…».
Таких людей, которые, получив образование, трудятся не по специальности, в стране от 30% и выше (данные Росстата). Но Минобрнауки приводил другую цифру – так, в 2021 г. лишь 24% выпускников вузов устроились по специальности.
«Корни проблемы следует искать ещё в 90-х годах, – считает эксперт волгоградского Центра гражданского образования, к. филос. н. Инна Прихожан. – Если во времена СССР в стране было чуть больше 600 вузов, то в 90-е гг. к ним добавилось ещё порядка 3500. В итоге уровень высшего образования во многих вузах стал ничтожным. К 2018 г. количество вузов заметно сократили, но всё равно их осталось много. В итоге мы имеем дефицит не только инженерных специальностей, но и многих других, так сказать, от «а» до «я» – от агрономов до ядерщиков. А куда же идёт молодежь с высшим образованием? В первую очередь, в сферу услуг».
Высшее как элитарное
Реформа предполагает и серьёзное перераспределение финансовых потоков. Так, в настоящий момент за счёт платников в высшей школе формируется порядка 40% фонда оплаты труда. А как же поддерживать уровень зарплат, если количество платных мест сократится в разы?
«Придётся или увеличивать государственное финансирование, или поднимать плату за обучение, ведь расходы придётся делить на куда меньшее количество студентов, – считает Инна Прихожан. – А это приведёт к тому, что высшее образование станет уделом немногих».
По мнению Инны Анатольевны, предстоящая реформа во многом возвращает нас к модели СССР, когда только порядка 20% выпускников школ шли учиться в высшие учебные заведения. И сейчас государство дает однозначные сигналы: так, министр труда Антон Котяков в январе 2025 г. заявил, выступая в Совете Федерации, что две трети сотрудников, в которых будет нуждаться в ближайшие пять лет рынок труда, – это люди со средним профессиональным образованием.
«Отсутствие таких кадров становится всё более ощутимым тормозом развития экономики, – отмечает Инна Прихожан. – И хотя государство предпринимает большие усилия, чтобы среднее профессиональное образование стало ведущим, большого эффекта эти меры пока не дают».
«Сейчас почти любое сельскохозяйственное предприятие испытывает острый дефицит кадров, в первую очередь – механизаторов и водителей, – говорит директор ООО «Русь» Фроловского района Михаил Шаронов. – При том, что средняя зарплата механизаторов в хозяйствах достигает 75 тыс. руб. и выше, молодые люди всё равно ищут себе другие сферы. Пока дорабатывают механизаторы в возрасте 50 лет и старше, но что будет года через три-четыре?».
Возвращаясь к вопросу номер один, то есть дефициту инженерных кадров на рынке труда, отметим – специалисты считают, что проблема здесь глубже, и ее не решить за счет сокращения числа гуманитариев.
«Предложенные меры по реформе высшего платного образования не помогут, поскольку на инженерные направления свой набор предметов ЕГЭ, – объясняет ответственный секретарь приёмной комиссии ВолгГТУ Евгений Кузьмин. – Начинать нужно с увеличения числа сдающих профильную математику, физику, информатику или химию. Если сократить места на экономике или юриспруденции, то эти абитуриенты в принципе не смогут поступить, например, на машиностроение или металлургию, поскольку не будут иметь необходимого набора ЕГЭ».
Что же касается поступления в главный технический вуз региона в этом году, то «технарям» можно не волноваться.
«Наш университет устанавливает количество мест на контракт с учётом своих возможностей, – отмечает Евгений Кузьмин. – Конечно, мы указываем максимально возможное количество мест для абитуриентов, которых сможем принять и в дальнейшем обучать. По итогам приёма количество зачисленных всегда отличается в меньшую сторону, поэтому сокращать места нет смысла».
Мнения
Профессор, д. э. н., автор ТГ-канала «Ваш карман & Тренды рынка» Игорь Бельских:
«Сокращение платных мест в вузах приведёт к росту конкуренции на рынке образования, среди абитуриентов станут отбирать лучших. Это, с одной стороны, в перспективе повысит качество подготовки выпускников, с другой – серьёзно ограничит возможности доступа к высшему образованию со стороны тех, у кого есть деньги, в пользу тех, у кого есть знания.
В целом же в образовательной сфере нас ждут реформы, где главное усиление пройдёт по линии среднего профессионального образования. А вот высшее образование, магистратура, аспирантура для региональных вузов будет сокращаться. Хорошо это или плохо? На текущий момент, на наш взгляд, образование в России находится в кризисе, и для его преодоления необходимо принять ряд мер – это повышение финансирования, рост методических требований, снижение заказа на ненужные специальности.
И ещё: качественное образование дешёвым не бывает. Если вы хотите иметь будущее для своих детей, планируйте, что образование будет очень дорогим – к сожалению, такова ситуация на рынке».
Доцент, к. э. н., декан экономического факультета Волгоградского института управления – филиала Президентской академии Елена Малышева:
«О реформировании образования говорят много, образование - это своеобразное зеркало общества. И важнейшие модернизационные вопросы, с которыми страна столкнулась в своем развитии, сложившаяся ситуация на рынке труда, острая нехватка инженерных кадров потребовали изменения подходов к организации системы высшего образования. В последние годы шел последовательный рост контрольных цифр приема на инженерные направления. По сравнению с 2020 годом совокупный прием инженеров вырос на 21%. В 2024 году доля первокурсников-инженеров достигла 41%. Но на платных отделениях до сих пор доминируют направления гуманитарной направленности. По данным министерства, из 4,5 млн студентов 1,2 млн, то есть примерно 27%, обучаются экономике и юриспруденции, из них 86% – на платной основе.
На основе этих цифр встает вопрос о качестве платного образования. И здесь необходимо отметить, что большинство государственных вузов, где стоимость обучения не может быть ниже затрат государства на подготовку бюджетного студента, подходит к определению количества обучаемых на платной основе очень взвешенно, учитывают свои материальные и трудовые ресурсы. Студенты бюджетной и договорной основы обучения получают одинаковые дипломы, некачественная подготовка формирует негативное отношение к вузу в обществе, на кону стоит репутация ВУЗа. Требования к студентам одинаковы – в результате рассматривая образование как инвестицию, абитуриенты, которые не прошли на бюджет в выбранный сильный вуз, поступают в тот же университет на платное отделение.
В ряде же частных ВУЗов, где студент «не доплачивает» за своё образование, страдает качество его подготовки. По данным министерства науки и высшего образования, сегодня в России 749 головных вузов и 540 их филиалов. При этом треть всех университетов – негосударственные.
Исходя из того, что платное образование должно быть нацелено на решение государственных задач, глава Министерства науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил о принятии «решительных мер по сокращению числа некачественных частных вузов, ориентированных исключительно на получение прибыли». Речь не о частных вузах вообще, есть уникальные примеры, когда Университет Иннополис, созданный при поддержке крупнейших компаний-партнеров, вошел наряду с государственными вузами в топ-10 лучших вузов по качеству приема. Надеемся, что реформа коснется прежде всего некачественных вузов.
Федеральный порядок приема в вузы на 2025/2026 учебный год запретил «неограниченный» приём на платную форму обучения. Ранее вузы могли увеличивать количество платных мест в ходе приёмной кампании по запросам абитуриентов. Теперь же министерство установило правила, согласно которым университеты должны заранее, не менее чем за пять месяцев до даты зачисления, объявлять количество платных мест и не могут их увеличивать в процессе приемной кампании.
На наш взгляд, в регионе данное нововведение в этом году окажет незначительное влияние как на конкурс на платные места, так и на стоимость образовательных услуг, так как их предложение достаточно широко. Но надеемся, что к нам придут мотивированные абитуриенты. Будущее есть прежде всего у квалифицированных специалистов всех направлений, именно в них остро нуждается наша экономика».
Цифры
- По данным на январь 2024 г., в вузах Волгоградской области 54,5% студентов обучались на платной основе, 45,4% – за счёт бюджетов разных уровней.
- Более 124 тыс. студентов насчитывается в регионе, из них почти 60 тыс. учатся в вузах.
(Данные Волгоградстата).