Примерное время чтения: 7 минут
2847

Учеба и развитие. Какие возможности дает школьникам проект «Точка роста»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Нижнее Поволжье №50 15/12/2021
Одни из самых увлекательных занятий в «Точках роста» связаны с робототехникой.
Одни из самых увлекательных занятий в «Точках роста» связаны с робототехникой. Администрация Волгоградской области

Ещё недавно квадрокоптер, парящий над крышей сельской школы, казался чем-то из области фантастики. А сегодня такая техника наряду с мобильными классами, шлемами виртуальной реальности, наборами по робототехнике и многим другим уже привычная часть образовательного процесса в десятках школ в сельской глубинке. 

Как «Точки роста» по всей Волгоградской области делают учёбу нескучной и современной, открывая детям широкую дорогу в будущее?

Точка притяжения

Только в этом году в школах Волгоградской области открылись 97 «Точек роста». Главная цель такого проекта, пожалуй, самая важная из всех, какие только можно поставить перед педагогами, – обеспечить равные возможности для получения качественного, а главное, конкурентоспособного образования для всех ребят, включая сельских школьников.  Ещё одна задача – создать в глубинке образовательную среду, соответствующую требованиям времени и современным цифровым реалиям.

В рамках проекта на базе учебных заведений в сельской местности и небольших городах численностью до 60 тысяч человек появляются инновационные профильные образовательные центры по естественно-научному, техническому, гуманитарному и цифровому направлению. 

Центры не просто создаются при школах: ведётся ремонт и переоснащение кабинетов, а также масштабная замена оборудования. 

В образовательные учреждения в сельской местности приходит в прямом смысле слова «техника на грани фантастики»: современные компьютеры, 3D-принтеры, различные многофункциональные инструменты, тренажёры-манекены для оказания первой помощи и многое другое. 

Такое оснащение и образовательная программа проекта позволяют детям выйти на совершенно новый уровень: проводить исследования, создавать технические модели, писать научные работы и участвовать в конкурсах федерального уровня. Ещё раз подчеркнём – речь идёт о детях из сельских школ, у которых появилась реальная перспектива поступить в ведущие вузы страны. Шанс на это теперь у ребят стал гораздо выше.

Телемост Даниловка – Крым

Так, в Сергиевской средней школе Даниловского района Волгоградской области центр образования гуманитарного и цифрового профиля действует с сентября 2019 г. 

– Мобильный компьютерный класс широко задействован в учебном процессе, – отмечает директор МКОУ «Сергиевская СШ» Даниловского района Волгоградской области Татьяна Баган. – Квадрокоптеры используются в исследовательской и проектной деятельности, а благодаря очкам виртуальной реальности учащиеся пробуют себя в различных профессиях. Это путь к ранней профориентации. Также мы используем «Точку роста» для дополнительного образования детей, у нас работают кружки шахмат и робототехники. К тому же центр «Точка роста» стал площадкой для проведения социо­культурных мероприятий не только для учеников, но и для жителей станицы. 

Но самое главное, что даёт «Точка роста» школьникам Сергиевской школы – это расширение каналов коммуникации и взаимодействия со сверстниками, в том числе из других городов и поселений. Такая возможность особенно ценна в условиях пандемии, когда очные встречи и мероприятия ограничены, а новые технологии предоставляют свободу общения. 

Например, в начале 2020  г. в Даниловском районе был впервые проведён телемост между школьниками – членами военно-патриотического отряда «Память» и учащимися Целинновской школы Джанкойского района Республики Крым. Виртуальное общение с использованием оборудования «Точки роста» позволило восстановить военный путь Героя Советского Союза, жителя Даниловского района Фёдора Ивановича Озерина. 

На новый уровень благодаря участию в программе по созданию образовательного центра вышло в Сергиевской школе и преподавание отдельных предметов. Традиционный подход здесь успешно сочетают с информационными онлайн-технологиями, стимулируя интерес школьников к обучению. Гораздо интереснее изучать предметы с помощью гаджетов и увлекательных онлайн-заданий. 

– Уже второй год участвуем в апробации платформы «Яндекс.Учебник» при проведении уроков информатики в 7-8-х классах. Кроме того, в этом году активно стали использовать образовательную платформу «Учи.ру» в образовательном процессе: один раз в неделю уроки математики и русского языка проводятся с применением компьютерного оборудования, – говорит Татьяна Баган.

Всё для будущих открытий

Есть и ещё одно преимущество проекта: с его развитием преподаватели в сельской школе сделали заметный шаг вперёд. Учителя проходят регулярное обучение и курсы повышения квалификации, чтобы их уровень компетенции позволял с высокой эффективностью использовать возможности цифрового оборудования «Точек роста» и действительно способствовал повышению интеллектуального потенциала школьников в реалиях новых образовательных стандартов и технологий. 

Ведь сегодня «Точки роста» не просто места притяжения учеников и родителей, помещения для кружковой работы и занятий в рамках дополнительного образования, но и интеллектуальные центры в селе. 

Ребята занимаются в лабораториях, создают компьютерные алгоритмы и программируют роботов, реализуют смелые идеи. Причём всё это – в родной школе, когда для расширения кругозора и дополнительного развития детей мамам и папам не приходится возить их на несколько десятков, а то и сотен километров.

Фото: Администрация Волгоградской области

С научными проектами, созданными в «Точках роста», школьники Волгоградской области успешно выступают на конференциях, участвуют в конкурсах регионального и федерального масштабов и занимают призовые места. 

Так, ученики Сергиевской школы в этом году приняли участие в региональном этапе Всероссийского конкурса среди учащихся общеобразовательных учреждений сельских поселений и малых городов России «АгроНТИ-2021» в номинациях «Агрокоптеры», «Агрокосмос» и «Агробио». Двое завоевали почётное звание лауреатов очного тура мероприятия и стали его победителями.

В целом в образовательных центрах «Точка роста» естественно-научной и технологической направленности волгоградские школьники проводят порядка трёхсот пятидесяти исследований по  химии, физике, биологии. Всего же с 2019 года в «Точках роста» школьники подготовили свыше тысячи проектов.


Комментарий. Директор МКОУ «Сергиевская СШ» Даниловского района Волгоградской области Татьяна Баган:  «Точка роста» – это возможность заинтересовать детей учебной деятельностью и наукой, показать, насколько она интересна и многообразна, что это не только скучная зубрёжка правил и параграфов, а современные технологии, цифровое пространство, собственные выводы и невероятные наблюдения, которые можно с успехом применять в реальной жизни. Это позволяет зажечь у детей огонёк, жажду учёбы, чтобы они почувствовали искренний интерес, связь теории на уроках с практикой, чтобы захотели искать, развиваться, расти и идти  дальше. В итоге они смогут определить свой профессиональный путь и внести вклад в развитие российской науки и экономики. Ведь всё большое начинается с малого».

Мнение. Директор МОУ СОШ п. Куйбышев Виктор Лагутин: «Центр «Точка роста» важен для развития общекультурных ценностей, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности. Не менее важна и творческая и социальная самореализация детей, педагогов. 
Цель центра – обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников. Здесь планируется реализация общеобразовательных программ по предметам «Информатика», «ОБЖ» и «Технология» с обновлённым содержанием и материально-технической базой. 
Будут действовать и программы дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности».

Материал создан в рамках проекта «Ступени в будущее»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах