С начала нынешнего учебного года в Волгоградском социально-педагогическом колледже открылось новое образовательное пространство – «IT-куб». И его площадки не только для студентов, здесь теперь занимаются школьники, как подросткового возраста, так и младше.
Цент притяжения
Преподаватели «IT-куба» не только дают детям полезные навыки уже со школьной скамьи, но и видят способности каждого воспитанника, развивают их. А школьники знакомятся с оснащением колледжа, преподавателями, направлениями обучения. В конечном итоге появляется возможность привлекать заинтересованных абитуриентов.
В «IT-кубе» их занимается 200. Они могут выбрать из шести направлений: разработка VR/AR-приложений, программирование роботов, программирование на языках Python и Java, системное администрирование, мобильная разработка.
«Программы нового IT-пространства рассчитаны на возраст 12-16 лет. Это логично – информатика и программирование в школах начинается с 7-го класса. Но с началом занятий в нашем «IT-кубе» мы заметили интересную особенность – та же робототехника, которая базируется на конструкторе лего, оказалась интересна малышам начальной школы. Так родился эксперимент – для старших школьников была предложена программа по робототехнике, а для детей из начальной школы – программа «Введение в робототехнику». И удивились, когда программа для малышей оказалась очень востребованной – мы набрали сразу три группы семилетних воспитанников», – рассказал руководитель «IT-куба» в ВгСПК Дмитрий Глуховский.
Важный момент деятельности нового образовательного пространства – с утра это оборудование задействовано в образовательном процессе самого колледжа, а вечером его используют школьники.
Главное – зажечь
Работает «IT-куб» и в рамках федерального проекта «Код будущего».
Открытие в Волгограде и нескольких крупных городах области кванториумов стало для образовательной сферы региона большим событием. И всё же «IT-куб» – это немного другое. Если в кванториумы берут ребят, которые в техническом плане уже более подкованы и готовы к решению командных проектов, то задача «IT-куба» – зажечь. Зародить в детях не просто интерес ко всему тому, что связано с компьютером и информационным пространством, а научить в этом пространстве думать и создавать, видеть в IT-технологиях помощников для серьёзных, полезных дел, а не просто игры.
Любое современное пространство возникает там, где есть развитие. В федеральном конкурсе на открытие «IT-куба» ВгСПК принял участие после того, как в 2020 году его кадровый состав был укреплён. Это случилось после победы в конкурсе Министерства образования и науки и получения гранта в рамках проекта «Молодые профессионалы».
Тогда же были открыты мастерские по направлениям сферы информационных технологий: «1С-предприятие», web-технологии, компьютерные игры, разработка программ решения для бизнеса. Причём развивали их не как отдельные специальности колледжа. Эти современные знания дают студентам ВгСПК как отдельные компетенции в рамках основных профессий.
А в специальности «информационные системы и программирование» у студента есть возможность выбрать ещё несколько добавочных направлений.
«IT-куб» и мастерские по подготовке в IT-компетенциях – это когда одно вытекает из другого. Мы даём возможность школьникам постигать IT в рамках программы дополнительного образования, а потом они, возможно, захотят прийти к нам получить профессию», – рассказала заместитель директора колледжа Светлана Герасименко.
Современные мастерские есть в колледже не только по информационным технологиям. В 2019 году были открыты мастерские, где есть автоматизированные рабочие места преподавателя, интерактивные доски и глобус, «умные» пол и песочница, мобильный планетарий. Оборудование позволяет студентам осваивать и применять различные тактильные методики и многое другое.
На сегодняшний день все мастерские колледжа аккредитованы ещё и как центры демонстрационных экзаменов. Их сдают в новом формате не только студенты ВгСПК, но и колледжей области. Это даёт возможность для независимой оценки, а также знакомит будущих специалистов с возможностями новых образовательных площадок.
В день нашего визита в колледж мы застали там студентов Дубовского педагогического. Девушки и юноши демонстрировали на современном оборудовании свои практические работы. В спортивном зале с помощью интерактивной панели один из студентов, будущая профессия которого учитель физкультуры и фитнес-тренер, показывал урок в удалённом формате.
Ребята из Дубовки не стали скрывать, что многое оборудование волгоградского колледжа для них в новинку и сдавать экзамены в чужих стенах волнительно, зато интересно. Такими, по их мнению, и должны быть современные площадки постижения профессии. Только так, приходя в школу уже учителем, захочется привнести в уроки что-то действительно новое и современное, а, возможно, изменить что-то в школах.
В формате цифры
Год назад колледж получил право готовить студентов по дополнительной профессии в сфере IT – «операторы-консультанты в сфере цифровых технологий». Её они получают уже в первый год обучения в колледже. Есть планы начать готовить по этому направлению и школьников.
А совсем недавно на базе web-мастерской в ВгСПК прошла стажировка преподавателей по новому федеральному образовательному проекту «Профессионалитет». 23 педагога из Волгоградского аграрного университета, коллеги из колледжей Михайловки, Камышина прошли обучение и аттестацию по компетенции «web-дизайн». Экзамен, как и студенты, преподаватели сдавали на новом оборудовании в формате демонстрационного.
Почему вырос престиж?
То, что 60% школьников после девятого класса выбирают в нашем регионе среднеспециальное образование, не случайно. Все видят, как оно меняется.
Так, с 1 сентября в среднеспециальных учебных заведениях региона заработали 12 современных мастерских на базе пяти ссузов.
Как сообщили в комитете образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, в Себряковском технологическом техникуме Михайловки открылись мастерские для практических занятий по лабораторному химическому анализу и пожарной безопасности, в Волгоградском колледже машиностроения и связи – мастерские «Информационные кабельные сети» и «Веб-дизайн и разработка».
В мастерских Волгоградского технического колледжа будут готовить специалистов по обслуживанию транспорта и логистов. В Волжском политехническом техникуме есть теперь площадка «Искусство, дизайн и сфера услуг», а у волгоградских политехников – лаборатории по промышленным и инженерным направлениям.
Системная работа по созданию в колледжах и техникумах региона современной инфраструктуры будет продолжаться в ближайшие годы.
Комментарий
Директор ВгСПК Александр Калинин: «Среднее профессиональное образование готовит кадры под запрос работодателей и отличается именно своей практико-ориентированностью. Соответствовать этому непросто, но в современном мире молодому человеку крайне важно иметь как можно больше практических навыков и профессиональных компетенций.
Перекос в сторону только высшего образования любой ценой, когда колледжам приходилось жёстко конкурировать с вузами, остался в прошлом. Почувствовав дефицит кадров, стало уделять больше внимания именно развитию колледжей и техникумов и государство. Материально-техническая база и инфраструктура очень сильно изменились. Мы рады, что и нам удалось поучаствовать в нескольких крупных проектах».
Публикация подготовлена в рамках проекта «Дело молодых»