Примерное время чтения: 7 минут
292

Среда обитания кванториум. Образовательное пространство открыли в Камышине

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Нижнее Поволжье №44 02/11/2022
Здесь ребята учатся не только создавать новое, но и работать в команде.
Здесь ребята учатся не только создавать новое, но и работать в команде. предоставлено школой №18 г. Камышина

Кванториум – это модное слово уже прочно вошло в образовательный обиход. Технопарки, оснащённые самым современным оборудованием, создаются и стационарно в школах Волгограда и области, и передвигаются на колёсах по сельским районам. Чему можно научиться в кванториумах и где появились новые? 

Урок в стиле хайтек

В школе № 18 города Камышина большое событие – с начала нынешнего учебного года весь третий этаж отремонтировали и отдали под новое современное образовательное пространство. Здесь теперь действует кванториум, который стал уже пятым в области. Такая работа идёт в рамках нацпроекта «Образование».

Первые кванториумы региона открывались на базе центров  дополнительного образования – Волгоградского городского детско-юношеского центра, в офисном помещении Волгоградской детской железной дороги. А камышинский действует в стенах самой большой в городе школы. По такому же пути, кстати, пошли годом ранее и в Советском районе Волгограда, когда открыли кванториум в стенах новой школы-тысячницы № 55 «Долина знаний».

«Размещение новых площадок прямо в школьных стенах я считаю очень важным, – говорит методист, руководитель кванториума школы № 18 города Камышина Светлана Родионова. – Таким образом современное оборудование кванториума задействовано и в урочной, и во внеурочной деятельности. У учителей есть возможность применять его при освоении школьной программы, а у педагогов дополнительного образования – во внеурочное время».

Направления нового образовательного пространства – естественно-научное и инженерно-техническое. В школе 800 учеников, и теперь для них есть кабинет нанотехнологий, цифровые лаборатории по физике, экологии и биологии. В химической, например, кроме микроскопов разной модификации, есть спектрофотометр (прибор, предназначенный для измерения оптического излучения), муфельная печь (устройство для термической обработки) и др. 

На площадках IT-направ­ле­ния есть такие направления обучения – их ещё называют квантумами, – как «робототехника», «хайтек». Кабинеты оснащены 3D-принтерами и роботом-манипулятором. Есть конструкторы программируемых моделей, цифровые интерактивные комплексы, так что теорию есть где подкрепить практикой.

С 1 по 14 октября, когда в школе № 18 города Камышина были каникулы, в новом образовательном пространстве решили провести смену «Экологи-изобретатели». Приглашали в том числе детей и педагогов из других школ. Желающих освоить новое оборудование кванториума, несмотря на каникулярное время, набралось 260 человек. И дети, и учителя от нового формата постижения знаний были в восторге. 

Больше чем игра

Конечно, педагоги ждут от детей в новом современном пространстве новых идей, готовности и желания постигать новые навыки самостоятельно, учиться работать в команде для того, чтобы воплощать большие проекты, применимые в практической жизни.

Опыт уже есть: так, первый кванториум в ДЮЦе действует уже три года. Успешно осваивают новое образовательное пространство с 2020 г. и в  Волжском политехническом колледже. 

Действует на территории области и мобильный кванториум. Это передвижная площадка с современным образовательным оборудованием, назначение которой – дать возможность получить доступ к новым технологиям детям из глубинки. 

Сначала специалисты приезжают с новым оборудованием в сельские школы для ознакомления. А с теми, кто проявил большой  интерес, педагоги мобильного кванториума готовы работать в онлайн-формате. Они предлагают адреса ближайших образовательных «Точек роста» для развития.

«Идеология кванториумов – научить учиться, дать навыки работы в команде, – рассказал руководитель мобильного технопарка Волгоградской области Денис Харькин. – Оборудование для виртуальной реальности очень привлекает детей. Пользуясь этим интересом, взрослые специалисты учат школьников не просто играть, а браться за нужные, полезные задачи. А имея опыт их решения в виртуальной реальности, ребёнок сможет перенести эти навыки и в реальную жизнь».

Сам себе химик

Действительно, сначала детей влечёт в кванториумы желание посмотреть, поиграть. А уже задача педагогов – превратить этот  интерес в желание создать что-то самому. 

Вот и учитель химии и биологии школы № 18 города Камышина Елена Ерофеева рассказала, что и раньше старалась, чтобы знания по её трудным предметам были применимы на практике. Дети под руководством Елены Игоревны уже участвовали в конкурсах, а сейчас опытный педагог возглавила ещё и нанолабораторию в новом кванториуме, и идей только прибавилось. 

Например, занялись с увлечёнными химией детьми очень полезным делом – определением количества нитратов в домашних и магазинных овощах. Хотят проследить и динамику этих показателей в течение года.

«Дети очень любят практические опыты. Когда в настоящей муфельной печи мы впервые плавили цветное стекло, я им рассказывала, что его можно использовать и для поделок, и для создания витражей, например. Но первые красочные пластинки они просто разобрали на сувениры. Были удивлены, что сделали это своими руками», – рассказала Елена Игоревна. 

Все данные лабораторий анализирует компьютер.
Все данные лабораторий анализирует компьютер. Фото: предоставлено школой №18 г. Камышина

Педагог с удовольствием показала новое оснащение: рН-метр, цифровые термометры, микроскопы, аналитические электронные весы, водяную баню, центрифугу. Есть здесь и дистиллятор. Подключённый к водопроводной воде, он даёт возможность получить дистиллированную воду, которая необходима для изготовления реактивов. Все лаборатории подключены к ноутбукам – для анализа полученных данных. 

«Знания должны иметь практический выход, только тогда интересно современным детям», – уверена Елена Игоревна.

Сказка в формате 3D

Согласен с коллегой и Денис Васильевич Медведев, который отвечает за IT-пространство кванториума в камышинской школе. «Преподавание программирования, робототехники без соответствующего оборудования невозможно представить, – говорит он. – Дети очень любят возиться с новыми конструкторами. Там множество мелких деталей, они разложены в отдельные контейнеры. Всё предусмотрено. Но мы стараемся ещё и напоминать детям о бережливости, чтобы ничего не терялось. В такой новой современной сфере в прямом смысле нет мелочей».

У Светланы Александровны Родионовой школьный кружок называется «Лидеры». В новом образовательном пространстве лидерские качества вырабатывать легче. Например, ребята из школы № 18 будут учиться на оборудовании кванториума создавать презентации.

А на 3D-сканере уже создавали на уроке литературы объёмную модель Хозяйки Медной горы, которая в сказках Бажова превращается в ящерицу. Получился современный взгляд на классическую литературу и совсем другая степень постижения урока.

Так что кванториумы – это искусство воплощения чего-то нового в команде единомышленников. Это уверенный шаг в завтрашний день и освоение технологий, без которых немыслимы современные профессии и современный специалист.


Комментарий. Председатель комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Лариса Савина: «Первые кванториумы в Волгоградской области были открыты ещё в декабре 2018 г., когда регион стал победителем всероссийского конкурсного отбора на предоставление государственной субсидии. Кванториум – это новая форма дополнительного образования, уникальная среда для ускоренного развития ребёнка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Он даёт возможность детям заниматься научно-техническим творчеством на самом современном уровне. Прогресс идёт вперёд семимильными шагами, и мы должны идти с ним в ногу».

 

Публикация подготовлена в рамках проекта «Дело молодых»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах