5 октября в России отмечают День учителя. В Волгограде работает один из лучших представителей этой профессии - преподаватель математики, Заслуженный и Народный учитель, Герой труда Юрий Лепёхин, лично награжденный президентом Владимиром Путиным.
За плечами у Юрия Васильевича более 50 лет стажа и несколько почетных наград. Однако возраст не мешает ему идти в ногу со временем. Учитель одобрительно относится к ЕГЭ и в подготовке детей к этому непростому испытанию показывает лучшие результаты. На его счету порядка 10 «стобалльников» по математике, а в последнем выпуске 80 баллов и выше получили более трети его учеников.
«АиФ-Волгоград» поговорил с Героем труда о том, какие проблемы существуют в работе учителей, в чем недостаток отечественных реформ образования, зачем в школах нужно вводить оценки за поведение и как вернуть уважение к профессии учителя.
Анастасия Соколова, «АиФ-Волгоград»: Юрий Васильевич, в Министерстве образования новый глава - Ольга Юрьевна Васильева, и конечно, все обсуждают возможные грядущие реформы. Каких нововведений вы ждете или, напротив, опасаетесь?
Сейчас, например, много споров о ЕГЭ. Мое мнение: надо сейчас на какое-то время, года на два-три, все «законсервировать», тщательно проанализировать и только потом принимать обоснованные решения. Самое страшное, если мы опять начнем какие-то эмоциональные непродуманные реформы.
Беда нашего реформирования в сфере образовании в том, что у нас многие реформы носят обратный характер. Мы от чего-то отказываемся, отказываемся, а потом вдруг задумываемся: «Слушайте, что же мы наделали?», и все возвращаем.
- А вы бы вернули еще какие-то утраченные моменты школьного образования?
- На мой взгляд, одна из очень нужных и напрасно забытых вещей - средний балл аттестата, то есть средняя оценка по всем предметам. Как раз Ольга Юрьевна Васильева на Всероссийском педагогическом совете в августе совершено справедливо отметила, что, например, в 11 классе ученики основное внимание уделяют только тем предметам, которые сдают. Остальные оказываются «в загоне», и образование получается ущербное. Если ученик будет знать, что учитываются и география, и физкультура, и химия, он будет лучше заниматься по всем предметам, чтобы быть конкурентоспособным. Пусть не выучит все на «пятерку», но будет стараться.
Средний балл аттестата, к примеру, 4,75, может переводиться в 100-балльную систему и учитываться на вступительном экзамене. И это будет хороший стимул.
- Немало разговоров о введении дифференцированной системы учительских должностей: решили, что им не хватает стимула виде карьерного роста. Кто-то из преподавателей считает, что это совершенно не злободневная задача, и есть в образовании проблемы поважнее. По-вашему, нужно ли это и зачем?
- Я считаю, это нужные перемены, но вот с какой точки зрения. Предположим, у нас в школе восемь учителей-математиков, сейчас есть одна должность - просто учитель. Градация пока обсуждается - будут ли «ведущие учителя», «старшие учителя» либо какие-то другие категории. В любом случае было бы полезно прийти к методической системе. Должности должны различаться не только в зарплате, но и в методах работы.
Так, учитель, условно «методист», учитель высшей категории, полностью овладевший профессией, должен стать наставником для менее опытных. Должна быть возможность посещать его уроки, получать от него рекомендации. Проблема наставничества - это не просто благое пожелание, это абсолютная необходимость. Чего таить, сейчас многие молодые педагоги приходят с далеко не блестящей подготовкой, не все были отличниками в вузе. И то, что не успел дать педагогический институт, нужно восполнить в школе.
- Но и материальное подкрепление тут важно, как вы упомянули. Ведь порой стоит учителю заговорить о деньгах, как его тут же упрекают в корысти и навязывают какой-то невозможный альтруизм.
- Безусловно, когда мы сумеем дать достойную зарплату высококвалицированному учителю, многое встанет на свои места. Сейчас ситуация отчасти налаживается, и нельзя сказать, что учителя у нас самые бедные. Есть другая чудовищная проблема, связанная с оплатой труда, - аттестация.
К слову, некоторые учителя не хотят брать 10-11 классы, так как там есть подготовка к ЕГЭ. Это этот экзамен, безусловно, сложен и для преподавателя. Каждый раз приходится решать новое, оригинальное, и старым багажом уже не проживешь.
- Да, сейчас многие учителя жалуются, что это совершенно ненужная сложность в работе.
- Ввели совершенно неправильный принцип, когда учитель сам должен доказывать эффективность своей работы и свое право на ту или иную зарплату. Ежегодно, а то и чаще, нам нужно собирать огромное количество бумаг, тратя время, которое можно было использовать в образовательных целях.
Вот, например, мое портфолио (Юрий Васильевич доказывает пухлую папку толщиной не менее 8 см), и это только половина, представьте себе! По таким вот кипам бумаг оценивают учителя и считают долю от вариативной части зарплаты. Посмотрели бумажки, решили, что 80 баллов - значит будет 80% от установленной сумы и так далее. Но вот, скажите, разве можно таким способом доказать эффективность работы? Например, можно отчитаться о десятке мероприятий. Но при проверке окажется, что проведены они на таком уровне, что принесли больше вреда, чем пользы. Вот такой выходит «мартышкин труд».
- И как же можно решить эту проблему? Аттестация все-таки нужна.
- Дело в том, что завуч должен регулярно посещать уроки коллег, вдумчиво анализировать работу каждого учителя, проводить беседы с учениками и преподавателями. Если он был на 35 уроках и 35 раз беседовал с учителем за год, он без труда составит характеристику и оценит его работу.
Но тут другая проблема. И завуч, и директор сейчас сверх меры завалены кучей совершенно бесполезной бумажной работы. В течение дня им приходится бесконечно отвечать на официальные запросы - то о нравственной работе в школе, то о количестве компьютеров в классах и т. д. При этом часть этой информации любой желающий легко может найти на официальном сайте школы. Такую бумажную работу должен выполнять секретарь, а завучу и директору стоит дать время на их основные обязанности. При этом и над ними нельзя издеваться, заставляя писать по 127 страниц текста об учителе.
- В начале разговора мы уже затронули тему ЕГЭ. Почему до сих пор вокруг него столько споров?
- Я думаю, что многие боятся ЕГЭ вовсе не потому что это единый государственный экзамен, а потому, что это именно экзамен. Объективный, честный. Боятся, чувствуя у себя отсутствие глубоких и прочных знаний. Снижение качества образования - одна из болевых точек современной школы.
К слову, и некоторые учителя не хотят брать 10-11 классы, так как там есть подготовка к ЕГЭ. Он, безусловно, сложен и для преподавателя. Каждый раз приходится решать новое, оригинальное, и старым багажом уже не проживешь. Другое дело, что система еще требует доработки.
- Какой, например?
- Лично я бы увеличил количество обязательных предметов, сдаваемых на ЕГЭ. Опять же, можно вспомнить слова Ольги Юрьевны Васильевой о том, что старшеклассники, сосредотачиваясь на экзаменационных предметах, запускают остальные.
- И какие предметы еще стоит сделать обязательными?
- Об этом можно долго спорить. Мне кажется, что стоит обратить внимание не информатику, которая у нас сейчас оказалась в очень неудачном положении в школе. Сейчас информационными технологиями пронизаны все - современное вооружение, компьютерные системы. Сложно представить жизнь современного человека без информатики, и, конечно, необходимо ее очень хорошо знать.
Вообще много претендентов. Например, история. Особенно она важна в контексте патриотического воспитания. Нужно знать основные вехи и понимать основное поле для споров, которые мы ведем с оппонентами на Западе. Физика и биология - очень нужные предметы. Впереди нас ждет новый технологический уклад - соединение живого с неживым, биотехнологии окажутся очень важными.
- А по силам ли будет детям столько испытаний в формате ЕГЭ?
- Это будет тяжело, но совершенно посильно. Я лично в школе сдавал семь экзаменов и после двухнедельного перерыва еще пять вступительных в вуз. Да, тогда был не ЕГЭ, но ЕГЭ по сути тот же экзамен, только со 100-балльной системой и другими особенностями.
- Некоторые родители и без того жалуются, что дети очень загружены в школе. Действительно ли стало больше заданий?
- Предположим, что я задал на дом три задачи. Это много или мало? Если я на уроке все хорошо объяснил, увлеченно рассказал и дети все поняли, для них сделать эти три задачи будет в удовольствие. Если одно из них творческое, додумавшись до ответа, ученик и вовсе будет испытывать радость от того, что ему удалось сделать что-то нешаблонное.
Но если я на уроке не смог ничего объяснить, ученик ничего не понял, для него эти три задачи будут пыткой и огромной нагрузкой.
- Получается, иногда за проблемой загруженности скрывается проблема профессионализма учителя и заинтересованности ребенка?
- Верно. Но нельзя настраивать ребенка исключительно на легкое освоение материала. К сожалению, в жизни будут не только пряники. Будет и невероятно тяжело, нужно будет напряжённо трудиться. Так почему мы должны помещать ученика в тепличные условия? Да, на уроке должно быть и интересно, и увлекательно, но обязательно должен быть напряжённый трудом. Воспитание трудолюбия - важнейшая задача школы.
- К слову, еще о школьных дисциплинах. Вы предлагаете вернуть оценку за поведение. Какую пользу это может принести?
- Это может стать хорошей мерой профилактики различных аморальных поступков и даже правонарушений, в целом повлияет на моральное здоровье общества. Вот ведет себя подросток грубо, по-хамски и знает, что за это ему ничего не будет. А будь такая оценка в аттестате, возможно, это стало бы барьером. Вузы на свое усмотрение могли бы брать во внимание этот критерий и принимать в студенты только школьников с примерным и хорошим поведением.
Это было бы дополнительным стимулом. Ведь вузам важно получить культурных студентов. Речь, конечно, идет и о поведении и за пределами школы тоже, в случае, если преподавателям станет известно о каких-то неприятных фактах.
К слову, с оценкой «неуд» по поведению можно и вовсе не выдавать аттестат. Конечно, это были бы какие-то исключительные случаи. И решение принималось бы не одним учителем, а педсоветом. Но, думаю, наличие такой дисциплины помогло бы повысить культуру.
Думаю, не за горами новые фильмы в духе «Большой перемены» и «Доживем до понедельника», где так хорошо и положительно раскрыт образ учителя. Обществу нужны такие картины, ведь школу и педагогов уже довольно выставляли в карикатурном свете.
- Сейчас много говорят о том, что необходимо вернуть былое уважение к учителю. По-вашему, какие-то изменения происходят?
- Как раз на августовском Всероссийском педагогическом совете мы обсуждали этот вопрос. Обществу давно пора перестать находить и высмеивать отрицательные стороны профессии, это важно. Что радует, некоторые телекомпании уже создают ролики, пропагандирующие нашу профессию. Два из них нам показали, и мы их встретили аплодисментами.
Думаю, не за горами новые фильмы в духе «Большой перемены» и «Доживем до понедельника», где так хорошо и положительно раскрыт образ учителя. Обществу нужны такие картины, ведь школу и педагогов уже довольно выставляли в карикатурном свете.