Примерное время чтения: 7 минут
1509

Подготовка детей с новым типом мышления. Зачем нужен «Кванториум»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Нижнее Поволжье №39 26/09/2018
Оснащение «Кванториума» выглядит просто космически.
Оснащение «Кванториума» выглядит просто космически. / Олеся Ходунова / АиФ

Скоро в Волгограде откроются две площадки дополнительного образования - «Кванториумы». Это не просто кружки, а целые детские технопарки, где будут развивать мышление будущего. 

Новый тип мышления 

В областном комитете образования, науки и молодёжной политики пояснили, что в регионе реализуется несколько направлений по развитию детского инновационного технического творчества. Получить знания технической направленности можно в 59 организациях, включая три профильных: Волгоградская областная станция детско-юношеского туризма, центр детского технического творчества Советского района и станция юных техников Красноармейского района Волгограда. 
Для высшей школы в прошлом году стартовала программа «Я - профессионал», это проектная олимпиада для студентов. И у нашей области прекрасные результаты: два золотых и два бронзовых медалиста. 

кстати
А как же взрослые, которым тоже хочется инженерного творчества? Летом в «Кванториуме» планируют инженерные каникулы, когда можно будет работать всей семьёй над каким-то своим проектом.

Для ребят, обучающихся в среднеспециальных учебных заведениях, есть турнир «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Национальный чемпионат 2018 года прошёл в Южно-Сахалинске, где 12 представителей Волгоградской области заняли лидирующие места в своих компетенциях. 
Что же касается детей, то развивается проект «От винта!», где ребята представляют свои инженерные разработки. Была создана сеть центров молодёжного инновационного творчества при вузах Волгограда, а в этом году открываются два технопарка. Один «КванториумПОЛИТЕХ» на базе ГДЮЦа, а второй - на площадке Приволжской детской железной дороги. Реализация проекта создания «Кванториумов» в регионе ведётся в соответствии с постановлением администрации области. Организатором этого процесса выступает комитет образования, науки и молодёжной политики. 
Цели ставятся глобальные - подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, внедрение инновационных идей, авторами которых будут дети (!). Речь идёт о формировании нового типа мышления специалиста завтрашнего дня. 

Четыре «К»

«Кванториум» Приволжской детской железной дороги, - это целый этаж, оснащённый высокотехнологичным оборудованием. Название объясняется тем, что направления, по которым занимаются дети, называются «квантум». Они могут быть разные. В данном проекте это IT + ГеоКВАНТУМ, VR/AR + Промышленный дизайн, АВТО + ЭнерджиКВАНТУМ, ХайтекЦЕХ. 

«Наша площадка рассчитана на 200 детей, - говорит руководитель проекта Денис Харькин. - Квантумы у нас совмещённые. Например, модуль VR/AR + Промышленный дизайн. Последний - это всё, что нас окружает: форма фотоаппарата, ручки двери, телефона и т.д. Специалисты промышленного дизайна - очень востребованная специальность и, к сожалению, в нашей стране пока слабо развита. Сейчас Россия выходит на новый уровень производства, и такие специалисты будут нужны. VR/AR - это дополненная виртуальная реальность. Совмещаются два квантума гармонично. Например, есть задача создать дизайн автомобиля. Раньше их рисовали, затем лепили из глины, делали макеты… С  виртуальной реальностью всё гораздо проще. Вы можете нарисовать дизайн в виртуале, войти в неё, походить вокруг этой машины, если не понравилось, то что-то усовершенствовать». 

В «Кванториуме» будет несколько шлемов виртуальной реальности (надеваешь его и погружаешься в трёхмерный цифровой мир), манипуляторов к ним, десятки виртуальных очков, производственный принтер, 12 компьютерных графических станций, 3D-сканер, который может сканировать предмет и передать на 3D-принтер. 

«Звучит глобально, на самом деле, главная цель не обучить ребенка промышленному дизайну или другому направлению, главное, чтобы он освоил четыре компетенции, четыре «К»: коммуникабельность, креативность, критическое мышление, командообразование, - продолжает Денис Харькин. - Какими путями он к ним придёт, через Хайтек, Энерджи или Промышленный дизайн, не важно. Задача «Кванториума» - научить детей учиться». 

Генератор идей 

Занятия два раза в неделю. Главное условие - работа в команде, которая будет выполнять один общий проект. Придумать его и исполнить должны сами дети. 
Причём в команде могут быть дети от 5-го до 11-го класса. Это важный момент. Проблема коммуникации, когда у молодого начальника или узкого специалиста в подчинении оказываются возрастные сотрудники, стоит остро уже сейчас, а в будущем, с появлением новых инженерных специальностей, только возрастёт.  

В каждой группе из 10 человек будет свой модератор. Он не будет читать команде лекции или говорить, что им надо сделать. Он даже не смеет утверждать, что доска - чёрная, пусть сами это докажут. Задача у модератора - не ставить рамки, ограничивающие полёт творчества, а убедить, что этих рамок нет, плюс смотреть за безопасностью. Это совсем новая, полностью отличная от привычной школы работа с детским мышлением. 

«Взрослых что останавливает? Рамки, - говорит Денис Харькин. - Скажешь ему: напиши программу для подводного робота. Взрослый скажет: я не умею. А ребенок спросит: а что мне нужно для этого уметь? У детей нет барьеров в сознании. Ещё важный момент. «Кванториум» ориентирован на решение реальных задач. Например, есть проблема на предприятии. Для её решения нужно оторвать несколько отделов от основной работы. А порой для её решения достаточно одной идеи. А «Кванториум» - это как раз генератор идей. Вот два реальных примера. В Королеве, где сильное направление Космо, в «Кванториум» часто приходят сотрудники Роскосмоса, конструкторы. И была у них сложная проблема: не срабатывала гироскопная стабилизация двигателя. И один ребёнок спросил: а зачем тут такая сложная система, если можно сделать вот так. «Вот так» запатентовали, уже внедрили, и проблема Роскосмоса решена. Ребёнку 12 лет. 

Другой пример в Липецке, где мучились от полигонов бытовых отходов. Взрослые сказали, что дешевле этот мусор на ракету погрузить и в космос отправить, чем строить завод по утилизации и переработке. А дети придумывали перерабатывать отходы в топливо, высчитали форму, при которой этот процесс оптимально происходит. Сейчас целый посёлок рядом со свалкой питается энергией от переработки отходов». 

В ядре 

ХайтекЦЕХ - это ядро «Кванториума». Здесь же ребята будут учиться 3D-моделированию. Сюда же будут стекаться для воплощения разработки, которые ребята сочинят в других квантумах. Здесь стоит гул от работающих 3D-принтеров, их больше десятка, и 3D-сканеров.  

В ГеоКВАНТУМе вся техника посвящена изучению систем навигации. Есть квадрокоптеры и дроны. С их помощью дети могут исследовать землю, мосты, здания, геолокации. В ЭнерджиКВАНТУМе изучают альтернативные источники энергии. Все понимают, что однажды на смену бензиновому двигателю придёт что-то новое. И кто знает, может, это придумают как раз волгоградские ребята? Для этого в квантуме предусмотрена робототехника, есть движущийся макет автомобиля на водородном топливе и многое другое. 

Обучение в «Кванториумах» бесплатное. Государство вкладывает огромные деньги в технопарки, а это значит, оно верит, что в будущем из ребят, которые займутся здесь дополнительным образованием, будет толк. 

Мнение эксперта
Сергей Канищев, заместитель председателя комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области: Креативное мышление не приходит в 25 или 40 лет, оно формируется в детском возрасте. Поэтому так важно развивать с помощью технопарков у детей навыки инженерного творчества, полёта мысли. Гениальный детский ум способен выдать нестандартные решения, на которые не способны взрослые. Вспомним выставки юношеского детского творчества в СССР. Их приезжали изучать из разных стран мира, в том числе и Японии. Представьте себе, у нас учились! Технологический прогресс является основой геополитики и национальной безопасности, и о «Кванториуме» можно говорить именно как о будущем страны. Во время обучения дети работают над созданием проекта, размышляют над решением реальной технологической проблемы. Их командное творчество непременно должно завершиться решением поставленной задачи. Таким образом, открытие «Кванториума» на волгоградской земле даёт ребятам с юных лет возможность включаться в проектную работу. В этом году системе детского дополнительного образования в России 100 лет, и детский технопарк - одно из новых направлений. Помимо «Кванториума» у нас в прошлом году открылись два центра молодежного информационного творчества (ЦМИТ): при ВолГУ и ВолгГТУ. Они также предлагают создание условий проектной работы. Особенность ЦМИТов в том, что школьники занимаются вместе со студентами. Один из недавних примеров успешной проектной деятельности - создание интерактивной карты ВолГУ. Это некий навигатор, который помогает новичкам ориентироваться на малознакомой для них вузовской территории. Кстати, сегодня мы работаем над созданием навигатора допобразования. Это будет открытый интернет-ресурс, с помощью которого родители смогут выбрать лучшее, на их взгляд, направление для обучения своего ребёнка по программам дополнительного образования.

Материал подготовлен в рамках проекта «Новый день» 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах